Как проверить батарейку мультиметром и узнать напряжение

Содержание:

Приблизительное измерение емкости мультиметром

Имея под рукой мультиметр, дома можно все же попытаться примерно выяснить емкость АКБ. Обязательное условие – батарея должна быть полностью заряжена. Надо знать, что стандартное напряжение АКБ под нагрузкой составляет 12–12,5 В.

Измерение емкости выполняют в такой последовательности:

  1. Для сокращения времени проверки емкости необходимо создать нагрузку от мощного потребителя. Например, 12-вольтная лампочка мощностью 60 Вт создаст нагрузку 5 ампер. Нормальный АКБ емкостью 60 Ач разрядится за 12 часов. Чтобы ускорить процесс измерения, можно соединить последовательно 2 или 3 такие лампочки.
  2. Собирается цепь с последующим соединением АКБ, тестера, потребителя и подается нагрузка. Время от времени проверяют показания мультиметра. Как только показатель упадет ниже 12 В – начнется разряд батареи. Теперь необходимо взять значение прошедшего времени с начала замера и умножить на ток нагрузки потребителя. В нашем случае – это лампочки. Полученный результат и будет примерной емкостью АКБ.

Измерение емкости необходимо производить только тогда, когда АКБ стала быстро терять заряд. Когда полученные измерения меньше паспортных данных изделия, батарею надо менять или ремонтировать.

Что такое мультиметр

Это многоцелевой электрический прибор, с помощью которого можно замерять, как минимум, вольтаж, ампераж и уровень сопротивления. Для простоты его часто называют тестером. Используется во всех сферах электроники. Бывают мультиметры с опцией измерения даже температуры воды или окружающего воздуха.

Любой мультиметр имеет два провода с контактами с возможностью подключения в разные «гнезда» — в зависимости от того, какие показатели нам нужно измерить

Всегда важно помнить о том, что красный провод — это «плюсовой» полюс, а черный — минусовой. Основное назначение металлических контактов на конце проводков — прямое подсоединение их к клеммам автомобильного аккумулятора

Проверка заряда аккумулятора этим прибором может проводиться, где угодно: на улице, в гараже, в домашних условиях. Во время проверки можно установить мультиметр в удобное место на автомобиле. Главное — знать верную последовательность простых действий для того, чтобы правильно определить все нужные показатели.

Как мультиметром измерить напряжение. Мегаобучалка

Как пользоваться мультиметром.

Тестер работает с двумя щупами, оголенными наконечниками которого Мы будем касаться контактов розеток, выключателей, проводов и т. п. для получения электротехнических измерений.

После подключения щупов необходимо переключателем установить его в необходимое положение, соответствующее виду и пределу измерения. Вот и все осталось произвести измерения, учитывая разницу подключения щупов в зависимости от вида замеров.

Модель мультиметра на картинке может измерять следующие параметры (перечисление по часовой стрелке, начиная от положения OFF- выключено):

1. ACV — Функция измерения переменного напряжения (2 положения 200 и 750 Вольт). Ставим максимальный предел 750 В для домашней электросети.

2. DCA – Функция измерения величины силы постоянного тока или Амперов. В практике не используется, потому что предназначена для определения маленьких токов.

3. hFE —Измерение коэффициента передачи транзистора (для радиолюбителей).

4. Генератор прямоугольных импульсов, то же для радиотехников.

5. Прозвонка для определения целостности цепи или провода. В этом положении при замкнутых щупах пищит звуковой сигнал и показывает сопротивление в Ом , если цепь замкнута.

6. Функция измерения сопротивления в 5 максимальных пределах: 200 Ом, 2000 Ом или 2 кОм, 20 кОм, 200 кОм, 2000 кОм или 2 мОм. Чаще всего в практике используется два положения 2000 Ом и 2000 кОм.

7. DCV – измерение постоянного напряжения в рамках пяти максимальных пределов: 200 мВ, 2000 мВ или 2 В, 20 В, 200 В и 1000 В. Для замеров напряжения автомобильных аккумуляторов и разных блоков питания Я ставлю 20 или 200 Вольт.

Примечание: Если на дисплее прибора единица — не правильно выставлен предел, если минус – поменяйте местами клеммы , если батарейка – она села в мультиметре.

Как проверить мультиметр.

· Проверить довольно просто, подключив параллельно с ним к розетке другой мультиметр или вольтметр.

· Для проверки точности определения сопротивления, возьмите с нанесенной маркировкой и величиной любое сопротивления и сравните с показаниями прибора.

· Для проверки точности измерения величины тока. Проведите поочередно измерения одинаковой нагрузки вашим устройством и амперметром.

Как прозвонить мультиметром.

Ставим переключатель в режим прозвонки, и замыкаем щупы- прибор должен запищать и показания должны высветиться: либо ноль, или чуть выше. Звуковой индикатор только пищит до 80 ОМ. После этого проверяем с двух сторон на целостность электрическую схему и ее соединения. Более подробно Я опишу как это правильно делается в отдельной статье.

Как измерять мультиметром.

Как мультиметром измерить ток.

Данная модель позволяет измерять максимум до 10 Ампер. Для определения силы тока потребления подключают последовательно мультиметр к бытовому прибору, как показано на картинке.

Чаще всего делается следующим образом: прибор подключается в разрыв одного фазного провода, идущего к измеряемому потребителю.

Внимание, если для измерения силы тока выше 200 мА предусмотрена отдельная клемма, не забудьте переставить щуп в соответствующее место. Как мультиметром измерить напряжение

Как мультиметром измерить напряжение.

В домашней электрической розетке мультиметром можно измерить только переменное напряжение с выставлением верхнего предела 700 Вольт. Блоки питания и аккумуляторы необходимо замерять с соблюдением полярности в режиме измерения постоянного напряжения, выставив с запасом верхний предел.

Как проверить батарейку тестером TochkaGps.com.ua

Возьмите тестер либо мультиметр, вы можете самостоятельно проверить в домашних условиях, напряжение в розетке, работоспособность батарейки или аккумулятора, лампочки.

Инструкция

Возьмите щупы тестера и присоедините их к батарейке: соединение следует выполнить параллельно: плюс к плюсу, а минус – к минусу. Установите переключатель на значения «Амперы – постоянный ток». Для проверки батареек также можно использовать положение «Вольты». Для тестирования батареек по напряжению. В случае, когда тестер включен в режиме измерения напряжения, то будет значительное входное сопротивление. И тогда батарейка (практически без нагрузки) отобразит практически полное либо не полное напряжение, к примеру, 1.5 вольта. Если она неисправная/негодная, то при установке в любое устройство напряжение пойдет на спад.

Выставьте переключатель на тестере в режим постоянного тока (амперы) на максимальный предел. Замкните батарейку на полсекунды, чтобы вы успели зафиксировать показания прибора. Дольше ее держать не стоит, это может привести к короткому замыканию и негативно отразиться на источнике питания. Зафиксируйте показания тока с прибора на пригодность батарейки. После измерения напряжения по следующим характеристикам. Ток 12Вольтовых батареек должен составлять не меньше 2,5А, недорогие пальчиковые показывают результат 2А, что подороже, например, Duracell либо Energizer, должны показывать не меньше 4А.

Если результат измерений не превышает 1-го ампера, не выбрасывайте их, возможность использовать их в пультах дистанционного управления техники или телевизоров. Помните также, что напряжение батарейки составляет 1,5 вольта, а аккумулятора – 1,2 вольта.

Что такое батарейка и какие электрические характеристики определяют ее работоспособность

Народное название батарейка закрепилось за гальваническими элементами или химическими источниками тока, вырабатывающими электроэнергию для питания бытовых приборов и электронных гаджетов.

Обычно их выпускают пальчиковой формой с габаритами АА или ААА либо в виде таблеток.

Функционально они могут поддерживать возможность заряда после использования по назначению (аккумуляторы) или не иметь ее. В первом случае на их корпусе делается надпись «Rechargeable».

В инструкциях на остальные модели пишут, что они не подлежат заряду, то есть работают одноразово до полного износа. Это надо обязательно учитывать, ибо при установке их в зарядное устройство под напряжение они могут взорваться.

Такой случай был в моей практике, когда соседка с верхнего этажа повредила свой стационарный телефон. У нее в трубке стояли никель кадмиевые аккумуляторы, которые пришли в негодность через несколько лет.

Она вставила вместо них батарейки такой же формы, поговорила, а трубку поставила на базу… пришлось ей покупать новый аппарат.

Будьте внимательны, не повторяйте подобных ошибок.

Работоспособность батарейки определяется величиной электрической мощности, которую она способна отдать подключенному потребителю. При этом на ее выводах в разомкнутом состоянии образуется разность потенциалов — напряжение, которое при подключении на любое сопротивление выдает электрический ток определенной силы.

Он не может протекать бесконечно, а действует только на тот промежуток времени, на который хватает энергии, запасенной в химическом источнике тока. Все перечисленные процессы взаимосвязаны, обобщены термином «емкость батареи или аккумулятора» и описываются математическими формулами.

Например, автомобильный аккумулятор имеет емкость 60 ампер-часов.

Это означает, что при токе нагрузки в 1 ампер он должен проработать 60 часов, а при 60 амперах — всего час.

Это же требование справедливо к батарейкам, только мощность их намного меньше. Их емкость маркируется в миллиампер-часах.


Основной электрической характеристикой батарейки является ее емкость. Она определяет продолжительность работы химического источника тока, то есть его ресурс.

Ее величина при эксплуатации постоянно уменьшается, а скорость снижения сильно зависит от подключенной нагрузки.

Результаты одного из проверочных тестов четырех одинаковых батареек при разных токах потребителей показали следующие результаты.

В жизни мы постоянно с этим сталкиваемся: чем больше подключенная нагрузка, тем быстрее химический источник тока выходит из строя. Поэтому под каждый электрический прибор подбирается по мощности свой гальванический элемент.

2 фактора, которые могут повредить батарейку с завода до ее использования: их надо знать

К ним относятся:

  1. время;
  2. мороз.

Остановлюсь на них подробнее, ибо в отдельных случаях даже мультиметром пользоваться не придется.

Время хранения и ресурс работы химического источника тока

Мой сосед по даче приобрел на свой ноутбук беспроводную мышь. Она успешно отработала у него полгода, а потом отказала. Пришел ко мне с вопросом.

Посмотрели батарейки, там две ААА. Они отработали полностью свой заряд: нужна замена. Сосед попросил своего друга, который ехал в город, привести ему аналогичные.

На другой день он снова спрашивает меня: питание заменено, а мышь не работает. Я извлек ААА из корпуса: на них стоит год выпуска 2013, когда сейчас в разгаре лето 2019. Срок годности давно истек.

Он указывается на упаковке (обычно 3 года), а дата изготовления — прямо на корпусе гальванического элемента.

Объясняется это просто: полностью исключить токи саморазряда практически невозможно. Их учитывают сроком годности.

Почему надо обращать внимание на условия хранения

Допустим, купили моему соседу батарейки в киоске, стоящем на улице. У нас период отрицательных температур длится полгода, а в более северных районах и того больше.

При морозе емкость любого химического источника тока подвергается большему саморазряду, он теряет свой ресурс раньше указанного времени.

Учитывая эти два фактора, я вообще не покупаю батарейки в киосках и всегда проверяю дату их выпуска, что и вам советую.

Нагрузочная вилка

«Что» — спросите вы? Что это вообще такое? ДА ребята инструмент не популярный, да и встретишь его, пожалуй только на СТО. Однако проверка аккумулятора этим приспособлением самая точная.

Суть заключается вот в чем – это устройство подсоединяется к клеммам аккумулятора и дает ток короткого замыкания. Если без нагрузки батарея может вырабатывать 12,7 Вольта, то под нагрузкой напряжение конкретно, проседает.

То есть нагрузочная вилка имитирует нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля, если нагрузка выдержана, то батарею можно использовать. Еще раз подчеркну – проверка заряда на этом устройстве, самая точная и достоверная. Но как вы понимаете – нагрузочной вилки в простом гараже или у вас дома в 90% случаев не будет! Поэтому проверить, скорее всего получится только мультиметром.

Что проверяется в аккумуляторе

Любой аккумулятор, независимо от его конструкции, оценивают по трем основным показателям:

  • способность в течение определенного времени поддерживать заданный уровень электрической мощности, что называется емкостью аккумулятора;
  • величина силы тока, при которой такой ампераж не вызывает поломку в этом источнике электроэнергии;
  • напряжение в полностью заряженном состоянии.

Напряжение аккумулятора, не питающего нагрузку, является максимальным по величине. Оно всегда уменьшается либо по мере разряда, либо в зависимости от силы тока аккумулятора, даже если он полностью заряжен, но питает ту или иную нагрузку. Силу тока в электрической цепи заряженного аккумулятора определяет не только нагрузка, но и его внутреннее сопротивление. Оно в основном и характеризует батарею как источник электроэнергии. Чем оно меньше, тем больше электрическая мощность аккумуляторной батареи.

Проверка зарядки аккумулятора мультиметром сводится к замерам напряжения и силы тока. На аккумуляторе любой конструкции можно померить напряжение этим прибором. Но чтобы оценить заряд аккумулятора мультиметром, замерьте в цепи зарядного устройства силу зарядного тока. Если его величина уменьшается, значит, происходит определенный процесс зарядки. Но следует уточнить то, что проверить напряжение и зарядный ток — это значит просто выяснить, «жив» электроприбор или «мертв». То есть, может ли батарея использоваться как хотя бы плохонький источник электроэнергии.

Мобильные устройства

Также важно знать, как измерить ёмкость аккумулятора на телефоне или планшете. Износ элементов питания неизбежен и с годами может составлять до 50%

Как правило, ресурс существенно сокращается за 2–3 года.

Измерение ёмкости АКБ проводится в мАч, как уже было сказано выше. Несмотря на то что современные девайсы держат заряд существенно меньше, показатели ёмкости на них только увеличиваются. Быстрый же расход энергии достигается за счёт использования беспроводных сетей, приложений, которых старые мобильники не знали. На новых гаджетах ёмкость составляет от 1500 мАч и более.

Определяем изношенность

Определить сильный износ АКБ можно и без специальных приборов. Если батарея имеет вздутия, в целом деформирована, то нужно немедленно прекратить её использование. В противном случае есть риск, что большой урон получит и сам мобильник. Например, аккумулятор телефона «протечёт»: из него выльется электролит и повредит микросхемы. Быстрая разрядка девайса также свидетельствует об изношенности элемента питания.

Так выглядит испорченный аккумулятор телефона

Провести измерение изношенности батареи на смартфонах и планшетах можно, не применяя мультиметр. Для этого есть специальные приложения, которые позволяют как проверить аккумулятор на Android, так и на iOS.

На Андроид такая программа уже включена в систему. Для её активации необходимо ввести цифровой запрос: *#*#4636#*#*. После выбрать пункт «Информация о батарее». В нём будут выведены подробные данные о АКБ.

Информация о батарее на Android

Их же можно узнать, скачав приложение Battery. На iOS существует утилита, которая называется BatteryCare. Загружаем её через AppStore. Она также сообщит подробную информацию о батарее.

Если ваш мобильник не обладает операционной системой, для проверки подойдёт мультиметр или тестер. Как им пользоваться, указано в начале статьи

Просто контакты расположены близко друг к другу, и прикладывать к ним щупы нужно более аккуратно и осторожно

Теперь вы знаете, как проверить ёмкость пальчиковых аккумуляторов или аккумуляторов у телефона. Не забывайте следить за «здоровьем» элементов питания своих устройств. Так они (устройства) прослужат гораздо дольше.

Нетрадиционный способ проверки батарейки

Как проверить без прибора, заряжен элемент питания или нет. Поднимите его на несколько сантиметров от стола и отпустите. Если батарейка упала – значит, она разряжена, а если осталась стоять – заряжена. Объясняется это достаточно просто. Гель, находящийся в алколиновом элементе при разрядке высыхает и становится порошком. Центр тяжести смещается и батарея падает. Этот метод интересен, но научно не утвержден.

Выполнение всех измерений требует некоторых навыков. Здесь пригодятся рекомендации от опытных специалистов по правильной работе с прибором, а также по использованию и безопасной утилизации батареек.

  • Не следует затягивать решение проблемы по проверке, сортировке использованных батарей. Вовремя проведенные замеры позволят, при отсутствии элементов питания, временно установить в бытовые приборы и в пульты управления проверенную батарею с достаточным уровнем остаточного напряжения.
  • Используя для проверки тестер – батареек, аккумуляторов в вашем доме убавится. Главное не забывать проводить проверку.
  • В случае некачественной работы пульта управления оборудованием, не следует выбрасывать сразу все батарейки. Разряжаются они неравномерно, поэтому проведя проверку с помощью мультиметра, можно определить годную к работе, они могут еще использоваться в различных бытовых приборах.
  • Не стоит оставлять в жилых помещениях использованные, испорченные элементы питания. Особенно нежелательно оставлять поврежденные батареи в бытовых приборах и дорогостоящем оборудовании. При вытекании из поврежденного корпуса электролита может быть нанесен ущерб не только прибору, но и расположенным рядом с ним вещам и предметам.
  • Не следует вскрывать корпуса элементов питания. Жидкость (гель) находящаяся в нем при попадании на кожный покров человека вызывает поражение химическим ожогом. По этой причине их не следует выбрасывать в мусоропроводы и контейнеры.

Электролит, щелочь или кислота, содержащиеся в батарейке, оказывает вредоносное воздействие на окружающий нас мир.
Следует узнать места приема использованных вредных материалов и элементов питания, где после сдачи, они отправятся к месту их утилизации или переработки.

Используя в домашних условиях мультиметр для проверки зарядки батарейки и других работ, вы получаете возможность экономить средства на покупку элементов питания и вызов электрика на дом. Тепла и света вашему дому.

Как проверить заряд батарейки без приборов

Как проверить заряд батарейки без приборов

А знаете ли Вы, что есть быстрый способ проверить заряд пальчиковой батарейки AA даже если у вас рядом под руками мультиметра или специального прибора для измерения заряда.Способ прост до безобразия! Заключается он в том, что необходимо с высоты около 20 сантиметров уронить батарейку строго вертикально на жесткую ровную устойчивую поверхность с высоты около 20 сантиметров. Лучше всего для того подходит крышка стола или поверхность табурета. При падении внимательно наблюдаем за поведение подопытного элемента питания. Разряженная батарейка при ударе подпрыгивает вверх на пару сантиметров. Если же заряд ещё есть, то она просто упадёт на бок не подскочив.

Вот наглядный пример:

Конечно, точного результата это не даст и если нужна точная проверка заряд батарейки, то придётся воспользоваться мультиметром. Но вот узнать в «полевых» условиях жив элемент или нет — вполне получится!Как это работает? А вот как. Дело в том, что обычно алкалиновые батарейки внутри заполнены особой массой, по консистенции напоминающей желе. В момент падения эта масса гасит кинетическую энергию падения и батарея падает на бок. В севшем экземпляре эта масса затвердевает и уже гасить энергию не может — вот он и подпрыгивает!

Проверка мультиметром

Мультиметр — это приспособление для замера силы тока, вольтажа, а также сопротивления и температуры. Применяется во многих сферах электроники (при ремонте, при изготовлении, при тестировании и т.д.), им можно определить напряжение практически в любой электрической цепи (правда на моем ограничение в 600В, так больше не стоит мерить). Также можно проверить и аккумулятор. Конечно, он не дает таких точных показаний, как скажем первый и второй способы, однако немного сориентироваться можно.

Сейчас небольшая инструкция:

Собираем мультиметр, провода должны быть подключены в режим «вольтажа» (замер напряжения), а не в «ампеража» (замер силы тока).

  • Устанавливаем поворотный переключатель в положение 20 Вольт, то есть он будет показывать нам все что ниже, а как мы знаем аккумулятор, у нас вырабатывает 12,7 – 13,2Вольта, примерно такой диапазон.
  • Подсоединяем провода от мультиметра к клеммам аккумулятора – черный провод к минусовой клемме, красный к плюсовой (иногда провода одинакового цвета).

Снимаем показатели напряжения.

По напряжению

  • Полностью заряженная батарея имеет напряжение в 12,7 (редко 13,2) Вольта, значит АКБ не нуждается в заряде.
  • Если напряжение от 12,1 до 12,4В то разряд примерно на половину.
  • Если показатель в 11,6 – 11,7В, то это глубокий разряд! Нужно срочно заряжать ваш АКБ, да и движок он запустит вряд ли.

Сейчас небольшое видео.

Проверка тестером зарядки АКБ

Любая батарея на автомобиле проходит цикл заряда/разряда. Если с разрядом все понятно, то за правильный заряд отвечает генератор и реле. По другому реле называют регулятором напряжения. Зарядное значение всегда немного выше, чем напряжение АКБ. В исправной электрической системе автомобиля с реле должно выходить 14,5 В.

Для проверки зарядки необходимо завести двигатель автомобиля и на холостых оборотах замерит тестером напряжение на клеммах. Если прибор покажет 13,5–14 В, значит с зарядкой все нормально. Когда мультиметр выдаст значение больше 14 В, это укажет о сильном разряде батареи. Чтобы восполнить этот пробел генератор пытается отдать больше энергии на зарядку.

Однако частый показатель повышенной зарядки может присутствовать в автомобиле зимой и этого не стоит опасаться. Дело в том, что на морозе АКБ быстрее разряжается и при исправном электрооборудовании максимум через 10 минут значение стабилизируется до 14 В. Когда по истечении этого времени напряжение не опустилось до нормы, существует опасность неисправности реле, а это уже грозит выкипанием электролита в банках.

Часто показателем неправильного напряжения служат окисленные контакты. Чтобы сделать правильные замеры, надо снять с батареи клеммы, хорошо их зачистить и установить на место. Если и после этого напряжение падает ниже 13 В, аккумулятор придется заменить.

Порядок действий

Перед тем как узнать, какое же на них напряжение, рекомендуем проверить автомобильный аккумулятор комплексно, а не только мультиметром. Такую проверку следует делать периодически, особенно перед тем, как зарядить его. Итак, начнем.

  • Осматриваем корпус со всех сторон, для того чтобы выявить трещины в нем.
  • Проверяем чистоту поверхности с клеммами. Хуже всего — это потеки электролита на ней. Они создают дополнительные цепи разрядки, которые медленно, но верно уменьшают энергоемкость через саморазряд аккумуляторной батареи. В этом несложно убедиться, приложив один щуп мультиметра к одной из клемм, а другим щупом прикоснувшись к корпусу в разных местах электролитного пятна. Прибор устанавливаем в режим измерения напряжения.


Демонстрация наличия напряжений в пятне из пролитого электролита

Если перевести прибор в режим измерения тока, можно получить представление о величинах токов утечки. Пролитый электролит надо обязательно удалить с поверхности.


Как очистить поверхность от пролитого электролита

Открыть пробки и замерить уровень электролита, набирая его уровнемерной трубкой (трубку погружаем до упора). Если необходимо, доливаем дистиллированную воду так, чтобы уровень в трубочке соответствовал норме.


Замер уровня электролита

Ариометром меряем плотность электролита.


Замер плотности электролита

Финальной проверкой будет измерение мультиметром электрических параметров аккумулятора. Замер напряжения на клеммах уже свидетельствует о состоянии батареи.


Связь в аккумуляторной батарее величин напряжения и энергетического потенциала

Показания мультиметра уточняем нагрузочной вилкой (не отключая щупы мультиметра для более точного измерения). Ее присоединяем к клеммам на пять секунд и фиксируем по табло мультиметра напряжение на 5–6 секундах. Отсчет времени достаточно сделать на раз, два, три, четыре, пять без каких-либо секундомеров.

Специально подобранное сопротивление нагрузочной вилки обеспечивает правильную нагрузку, которая, соответственно действующим стандартам, немного разрядит аккумулятор. Сопротивление вилки составляет 0,1 Ом, о чем упомянуто в ее техническом паспорте и может быть указано также на упаковке. Поэтому при самостоятельном изготовлении нагрузки из мощных резисторов надо получить именно такую величину их общего сопротивления.


Мощные резисторы для изготовления аналога нагрузочной вилки

Правильные и своевременные измерения позволят максимально использовать конструктивные возможности аккумуляторной батареи. 

В заключение все важные параметры покажем вместе на одном изображении.

Под нагрузкой

Режим, при котором аккумулятор питает нагрузку, называется рабочим. Неисправная батарея может иметь достаточное напряжение на холостом ходу, но в рабочем режиме оно обязательно упадет ниже критического.

Для замера рабочего напряжения аккумулятора, мастера применяют мультиметр с нагрузочной вилкой. Последняя представляет собой проводник с высоким сопротивлением. За неимением такого инструмента применяют обычный мультиметр и любую подходящую нагрузку. Полностью заряженный автомобильный аккумулятор в исправном состоянии при нагрузке в 100 А выдает напряжение в 10,8 В.

Метод контрольного разряда

  • аккумулятор полностью заряжается;
  • к нему подключается нагрузка с постоянной мощностью и в этот момент засекается время;
  • в ходе проверки постоянно контролируют мультиметром напряжение на полюсах аккумулятора или силу тока в цепи и по достижении критически низких значений, свидетельствующих о разряде батареи, фиксируют длительность ее работы;
  • определяют емкость по формуле E = t х I, где t — длительность работы в часах, I — сила тока в цепи.

Например, к автомобильному аккумулятору можно подключить 12-вольтовую лампочку мощностью 60 Вт. Она потребляет ток силой 60 / 12 = 5 А. Аккумулятор емкостью 60 А*ч способен питать такую лампочку в течение 60 / 5 = 12 часов, после чего напряжение падает ниже 12 В. Чтобы ускорить проверку, две лампочки включают параллельно, что увеличит ток в цепи до 10 А. Тогда аккумулятор разрядится через 60 {А*ч} / 10 = 6 часов.

Если батарея разрядилась быстрее, ее емкость определяют по приведенной выше формуле и в случае значительного отклонения от нормы аккумулятор ремонтируют или меняют на новый.

Определение мультиметром утечки тока

Электрическая система автомобиля имеет свойство потреблять минимальное количество электроэнергии при выключенном двигателе. В зависимости от модели авто такой показатель варьируется от 10 до 80 мА. Это так называемые утечки тока. Оптимальным считается показатель 60 мА, при котором батарея прослужит длительное время.

Вычислить величину утечки тока можно тем же мультиметром:

  1. На приборе устанавливают рабочий режим на 20 ампер. С аккумулятора снимают минусовую клемму, производя, таким образом, разрыв цепи.
  2. Один щуп тестера соединяют со снятым проводом, а другой с минусовой клеммой АКБ. То есть цепь опять соединяют, только через мультиметр. На этот момент в автомобиле должно быть выключено все энергопотребляющее оборудование и даже вынут ключ из замка зажигания. Результат 60 мА укажет, что оборудование автомобиля исправно.

При большем показателе на тестере придется искать по автомобилю утечки тока. Это можно сделать поочередным снятием предохранителей и повторным проведением измерения.

Как видите, проверить заряд аккумулятора мультиметром не так уж и сложно. Первый раз это можно сделать, держа под рукой инструкцию, а с накоплением опыта весь процесс пройдет машинально.

Мультиметр – это уникальный, незаменимый и простой прибор, встретить который можно во многих домах. С его помощью проводится множество измерений. Одно из них позволяет проверить батарейку мультиметром. Разберем проведение этого измерения более подробно.

Проблемы, которые можно определить с помощью прибора:

  • обозначить участок порыва электропроводки или подводящего кабеля;
  • проверить значение напряжения в электрической сети;
  • выполнить проверку наличия фазы в розетке или на выключателе;
  • замерить уровень сопротивления электропроводки и различного оборудования;
  • понять работает ли электрическая лампочка или приборы;
  • замерить уровень заряда аккумулятора и батарейки;
  • проверить емкость аккумулятора телефона;
  • узнать напряжение в сети, для предотвращения поломок электрооборудования.

Список можно продолжить, область применения тестера обширная. Но следует ответить на главный вопрос.

Существующие типы батарей

Аккумуляторы очень разнообразны. Они различаются по материалу, напряжению, емкостью и номинальной нагрузкой.

Материал

  • свинцово-кислотные;
  • литий-ионные;
  • никель-кадмиевые;
  • никелево-железные;
  • щелочные;
  • кальциевые;
  • сурьмянистые.

Свинцово-кислотные аккумуляторы используются в автотранспортных средствах для запуска двигателя. Литий-ионные — в телефонах и ноутбуках. По этой же технологии сегодня изготавливают универсальные аккумуляторы в форме пальчиковой батарейки.

Никель-кадмиевые считаются устаревшими. В сравнении с литий-ионными они менее удобны, поскольку их требуется заряжать и разряжать полностью. В противном случае емкость батареи уменьшается.

Прочие виды аккумуляторов применяются для специфических задач.

 Напряжение

Каждый электропотребитель рассчитан на то или иное напряжение и это нужно учитывать при выборе аккумулятора. К примеру, автомобильный аккумулятор генерирует напряжение в 12 В, пальчиковый — в 1,5 В. Чтобы запитать приемник или фонарик на 3 В, соединяют последовательно два аккумулятора напряжением в 1,5 В.

Максимальный ток или номинальная нагрузка

Эти параметры увязаны, поскольку сила тока обратно пропорциональна сопротивлению нагрузки. При мощности нагрузки свыше допустимой, в цепи протекает ток большой силы, что приводит к повреждению аккумулятора.

Автомобильные аккумуляторы рассчитаны на токи в 460 – 560 А, так как для запуска двигателя требуется значительная мощность.

 Емкость

 Данный параметр измеряется в ампер-часах (А*ч или AH). Он отображает длительность работы батареи с определенной нагрузкой.

К примеру, емкость автомобильных аккумуляторов составляет от 45 до 100 А*ч.

Батарея емкостью 60 А*ч сможет питать нагрузку, потребляющую ток в 1 А (мощность 12 Вт), в течение 60 часов.

Нагрузка мощностью 24 Вт, потребляющая ток в 2 А, сможет работать только 30 ч.

То есть время работы рассчитывается по формуле: t = E / I, где Е — емкость аккумулятора в А*ч, I — сила тока.

Если известна мощность нагрузки W, силу тока рассчитывают по формуле I = W/U, где U — напряжение аккумулятора.

При помощи мультиметра определяют:

  • уровень заряда (по напряжению холостого хода);
  • рабочее напряжение: проверяется при подключении заряженного аккумулятора к нагрузке.

Можно при помощи этого прибора измерить и емкость аккумулятора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector