минисистема Музыкальные центры — Тип минисистема

4. Музыкальная система

Музыкальной
системой называется комплекс определенным
образом отобранных звуков различной
высоты, в совокупности образующих
материальную основу музыки.

Музыкальная система
является основой различных музыкальных
строев, точно регламентирующих соотношения
ее звуков в виде отношений чисел колебаний
(подробнее о строях сказано выше (см. §
3).

Общепринятая ныне
в подавляющем большинстве стран мира
(в том числе и в Советском Союзе)
хроматическая музыкальная система
сложилась в Европе в основном уже к
началу XVII
столетия. Она представляет собой
результат творческой деятельности
композиторов и исполнительской практики
той эпохи.

Хроматическая
система является следствием исторического
развития музыкального искусства. На
более ранних этапах этого процесса
музыкальная система была иной. Так,
например, еще в глубокой древности в
основе многих античных ладов лежал
диатонический тетрахорд* [Этот
термин образовался от слияния двух
греческих слов, которые в буквальном
переводе означают: «четыре» (
tetra),
«струна» (
hоrdе).
Подробнее о тетрахордах см. в главе «Лад
и тональность»]
,
то есть четырехзвучная последовательность
в диапазоне кварты. Естественно, что
впоследствии — по мере развития
музыкальной практики — понадобилось
расширение диапазона и, соответственно,
увеличение звуковых ресурсов, и тогда
стали соединять два соседних тетрахорда
в одну систему слитным или раздельным
способом. Слитно в данном случае означает,
что верхний звук нижнего тетрахорда
одновременно является нижним звуком
верхнего тетрахорда, а раздельно —
когда между тетрахордами есть разделяющий
их диатонический тон. Слияние двух
тетрахордов привело к образованию
диатонических ладов.

Среди множества
существующих современных музыкальных
инструментов лишь фортепиано и орган
обладают полным диапазоном* ,
содержащим в себе практически все
музыкальные звуки, в той или иной мере
используемые в любых произведениях
самых различных жанров. Наиболее
наглядное представление об этом дает
хорошо всем известная фортепианная
клавиатура, насчитывающая — на
концертных инструментах — 88 клавишей
(52 белых и 36 черных — от ля
субконтроктавы
до до пятой
октавы*

В настоящее время
встречаются отдельные концертные рояли,
имеющие 92 клавиши (54 белых и 38 черных)

за счет добавления еще четырех звуков
в нижней части клавиатуры, доходящей,
таким образом, до
фа
субконтроктавы.).

Относительная
ограниченность звуковысотного диапазона
многих инструментов (а также певческих
человеческих голосов) в музыкальной
практике преодолевается сведением их
в ансамбли, а также в оркестры (или хоры).
Несмотря на такое большое количество
употребительных в музыке звуков,
различных названий этих звуков существует
только семь, и каждое из них представляет
собой ту или иную ступень диатонического
звукоряда. Эти семь звуков, имеющих
собственные раз и навсегда закрепленные
за ними наименования, являются основными
ступенями музыкальной системы. Они
расположены в строго определенном
порядке и соответствуют семи взятым
подряд белым клавишам фортепиано,
которые в такой же периодически
повторяющейся последовательности
размещаются по всей клавиатуре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector