Ремонт фена для волос своими руками

Как разобрать аппарат

Корпус скрепляется шурупами и защелками. Если повезет, то вы с первого раза, сможете разобрать фен. Производители стараются как можно сильнее усложнить процесс и не дать разобрать фен на части.

У каждой марки есть своя сервисная мастерская со своими специалистами по разборке. Обращаясь в эти сервисы, вы приносите дополнительный доход производителю. Вот потому они стараются не давать чинить прибор самостоятельно и идут на разные уловки. Например, головки винтов не открутить обычной отверткой. Понадобится набор с фигурными битами.

Сами головки стараются спрятать за наклейками или пластиковыми пробками. Защелки или разъединяются, или нет. Даже ремонтники не могут иногда разобрать и просто дают им сломаться, чтоб не мучаться.

https://youtube.com/watch?v=SeldqsEud1E

Электрическая схема стандартного устройства

Большая часть фенов работает по одной принципиальной электросхеме.

Если включить первый режим, то питание пройдет через диод, который изолирует одну полуволну переменного напряжения. В этом положении включается только вторая нагревательная спираль, но не на полную. Мотор вращается на низких оборотах и девайс выдает минимальную мощность.

Во втором режиме диод закорачивается и схема использует обе полуволны переменного напряжения. Вторая спираль начинает работать на полную мощность. Мотор набирает обороты и фен набирает среднюю мощность.

В третьем режиме запитуется еще и третья спираль, и аппарат запускается на полную мощность. Если при работе нажать на кнопку «cool», то она просто заставит отключиться вторую и третью спираль, оставив холодный обдув. Мотор устройства будет продолжать работать.

При работе коллекторного электродвигателя возникнет уровень помех. Чтобы его снизить, в схему подключаются две катушки индуктивности и пара конденсаторов.

Типичные неисправности и их устранение

Частые причины неисправностей, с которыми можно справится своими руками.

Ваше устройство не подает никаких признаков жизни

Скорее всего, не подается питание на двигатель. Начинать поиск причин нужно с самого простого. В нашем случае нужно проверить есть ли в розетке напряжение. Сделать это можно индикаторной отверткой. Если с розеткой все в порядке, то принимаемся за сетевой шнур.

Внимательно осматриваем его на предмет изломов, оплывов и порезов. Самые проблемные места – у вилки и в месте соединения с корпусом. Если ничего не обнаружили, то придется разобрать корпус и проверить надежность контактов. Возможно шнур просто отвалился от двигателя и повторная пайка решит эту проблему.

Когда вы разберете фен, то возможно причина молчания сразу бросится вам в глаза. Внимательно осмотрите все контакты, вентилятор и нагревательный элемент.

Возьмите в руки плату модуля управления и проверьте ее на предмет трещин и сгоревших деталей. Найденную трещинку можно легко отремонтировать пайкой, а дорожку вновь покрыть припоем.

Если ничего не бросается в глаза, то продолжайте проверять шнур. Отсоедините его и прозвоните тестером. В случае обрыва, шнур меняют на новый.

Как проверить кнопку включение/выключение? Она еще бывает совмещена с переключателем режимов. Отсоедините от нее провода и напрямую замкните их. Если фен вновь начал дуть, то меняем кнопку на новую. Прежде чем отсоединить провода, советуем их сфотографировать. Это поможет при обратном подключении.

Таким же способом можно проверить термостат. Соедините провода без него.

Гонит только холодный воздух

Оборванная спираль – это первое, что бросается в глаза при вскрытии внутренностей корпуса. Способы устранения поломки:

  1. Полностью заменить нагревательный элемент на новый.
  2. Засунуть места обрыва в тонкую медную или латунную трубку и тщательно обжать.
  3. Скрепить концы при помощи зажимного контакта.
  4. Просто накинуть витые концы, один на другой.
  5. Скрутить их вместе.

По первому пункту. Где взять новую спираль? Можно купить готовую. Взять из старого фена, если он остался. Можно самому намотать ее из нихромовой проволоки.

Ремонт из второго пункта получается надежным, если под рукой есть кусочек нужной трубки.

Не уступает по качеству и третий способ. В пластине, из которой состоит каркас нагревательного элемента, высверливаем отверстие под маленький болтик или винтик. Закрепляем обрывы на болте между двух шайб. И плотно закручиваем гайку.

Четвертый и пятый способы — временные. Место такого соединения перегорит в скором времени из-за повышенного сопротивления.

Вентилятор работает с заеданиями или не крутится вовсе

Это может быть по двум причинам:

  1. На крыльчатку намотались волосы.
  2. Забился воздуховод.

Добравшись до вентилятора, снимите крыльчатку и очистите ее от волос. В моделе может стоять фильтр. Снимите его и почистите.

Неполадки с электродвигателем

Если вы почувствовали неприятный запах горения от своего устройства, то это самая огорчительная из поломок. Значит причина простоя в сгоревших обмотках. В домашних условиях можно заменить мотор на новый. Заниматься его ремонтом нужно в мастерской. Но и там, скорее всего, предложат его заменить.

Если ваше устройство начало время от времени искрить, то можно на какое-то время устранить такую неполадку. Полностью разберите двигатель и зачистите поверхность под щетками. Чтоб улучшить контакт, протрите эти места спиртом. Заодно можете смазать вал двигателя.

Есть мнение, что профессиональные устройства мало чем отличаются от бытовых. И если вы справились с ремонтом домашнего фена для волос своими руками, то так же легко сможете починить парикмахерское оборудование. Мастера по ремонту не советуют ремонтировать такие вещи на дому.

Мы постарались разобрать все основные причины поломок бытового фена для волос. И если возникают хоть какие-то неясности, то это прямой путь в сервисную мастерскую. В начале разговора с мастером узнайте стоимость ремонта. Может дешевле выйдет купить новый.

Устройство и принцип работы

Во всех моделях одинаковый набор деталей:

  • корпус;
  • вентилятор;
  • нагревательный элемент;
  • модуль управления;
  • сетевой шнур;

В двух словах принцип работы можно описать так. Вентилятор, засасывая воздух извне, направляет его в сопло, в котором есть спираль. Если она включена, то наружу будет поступать горячий поток воздуха.

Корпус прибора делают из прочного, жаростойкого пластика. Вентилятор собирают на коллекторном электродвигателе постоянного тока. Работает такой моторчик от напряжения 12, 18, 24 или 36 вольт. Редко встречаются движки переменного тока на 220 вольт.

Для нагревателя используют специальный каркас. Делают его из материала, не проводящего электричество и неспособного гореть. На каркас наматывается нихромовая проволока в виде спирали. По числу режимов прибора делают количество участков спирали.

При работе температура нагревательного элемента поднимается. Если его не охлаждать, то в считаные секунды может возникнуть пожар. Роль охладителя выполняет вентилятор.

Когда прибор влючен, термостат обдувается горячим воздухом. Когда температура элемента увеличивается до критической, контакты у спирали размыкаются. Это придумано, чтобы заставить вовремя отключаться нагревательный элемент.

Чтобы проконтролировать работу термостата, иногда устанавливают термопредохранитель. Он одноразового действия. При перегреве он просто сгорает, прерывая электрическую цепь нагревателя, заставляя устройство принудительно выключиться.

https://youtube.com/watch?v=FNH0C8rJtX0

Как разобрать фен для волос

Части корпуса фена крепятся друг к другу с помощью винтов (шурупов) и специальных защёлок. Головки винтов часто имеют нестандартную форму: звёздочка, плюсик, вилы. Поэтому вам могут понадобиться соответствующие биты для отвёртки. Защёлки, в свою очередь, иногда очень сложно отсоединить и даже бывалые мастера порой их просто отламывают. Иногда углубления под крепёжные винты бывают закрыты наклейками, пластиковыми накладками или пластиковыми заглушками. Заглушки извлекаются с помощью острого предмета — например, ножа или иголки. При этом высока вероятность немного помять корпус и заглушки. Правда, фен от этого работать хуже не станет. Иногда половинки корпуса склеивают вместе. В таком случае приходится их разрезать ножом или скальпелем, а после ремонта склеить (например, эпоксидным клеем).

Пример разборки фена вы можете посмотреть в этом видео:

Схема фена

Беглый взгляд на внутренности Полариса показал, что никаких сюрпризов не ожидается. Я уже сталкивался с подобными поломками техники, и диагностика неисправности не поставила меня в тупик. Первым делом был прозвонен шнур питания, он оказался целым. 

Далее пощелкал  переключателем на 3 положения, подключив щупы к контактам переключателя. На экране мультиметра, включенного в режиме сначала звуковой прозвонки, а потом омметра, при этом иногда мелькали какие — то цифры, отличающиеся от бесконечности. Ну одного этого мне уже было достаточно, я определил, в чем была вероятная  неисправность. Подгорели контакты переключателя, это была типичная неисправность, для силовых переключателей движкового типа. Переключатель был без проблем разобран.

Данный переключатель имеет 4 контакта и 3 положения. При переключении  замыкаются два соседних контакта, например 1 – 2, 2 – 3, 3 – 4. Если с контактами было бы все нормально, достаточно было бы коснуться этих пар контактов, при переключателе, находящемся в соответствующем положении, и если раздается звуковой сигнал, значит контакты функционируют нормально. В случае если звуковой сигнал не раздается, и даже в режиме прозвонки сопротивления 200 Ом, у нас сопротивление не равно нулевому, или близко к этому, то значит контакты требуют чистки.

Процедура это довольно простая, достаточно отщелкнуть 6 пластмассовых защелок, перочинным ножом, и переключатель будет разобран. Иногда корпус данных переключателей бывает металлическим, в таком случае все решается также просто. Утконосами, а если нет таковых в наличии, то можно и простой отверткой, отгибаем ушки – крепления, и подвижную часть переключателя можно будет извлечь. На контактах будет нанесена специальная токопроводящая смазка, которая облегчает движение подвижной части переключателя. В случае, если в корпусе переключателя осталось, хоть немного этой смазки, желательно после чистки, снова нанести её на контакты. 

В моем случае не видно было из  за нанесенной смазки, подгорели или нет контакты. Поступил просто: зачистил до блеска, плоской отверткой, поверхности подвижной и неподвижной частей контактов, и нанес на контакты, сколько удалось собрать в корпусе переключателя смазки. Дальше собрал переключатель, совместив контакты, и вставил на место фиксатор положения. Последующая прозвонка сопротивления контактов переключателя показала, проблема исчезла, чистка помогла. Дальше оставалось самое элементарное, собрать фен в корпусе, и провести окончательную прозвонку режимов фена, через вилку питания. В положении (0), как и положено, ничего не звонилось. 

В положении (1), с подключенным последовательно диодом, для отрезания отрицательной полуволны, и как следствие, снижения мощности в два раза, в режиме прозвонки сопротивления на пределе 2 кОм, на экране были показания примерно равные 600, что также соответствовало норме. Ну и наконец, в положении (2), включение спирали напрямую, сопротивление было равно 50 Ом. К сожалению, схемы на данное устройство не нашел, но мне она и не была нужна, все было видно и понятно без нее. Нашлась только схема на фен этого же производителя, Polaris, но с переключателем на 4 положения. Ну, в принципе для людей, хоть немного знакомых с ремонтом, этого будет уже достаточно, отличия схем незначительные. 

Параллельно с основной схемой устройства, видимо, с целью снизить уровень помех, был установлен неполярный конденсатор. Конечно, думаю я не открыл ни для кого америки, написав эту статью, и с данным ремонтом, может справиться любой человек, имеющий знания в объеме школьного курса физики, и умеющий пользоваться мультиметром, но думаю она все равно будет полезной для начинающих домашних мастеров – практиков. Ремонт проводил AKV.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *