Распространенные поломки и ремонт дренажных насосов своими руками

Правильная эксплуатация

Ряд простых требований относятся к любому циркуляционному насосу:

    Нельзя допускать холостой ход насоса в отсутствии воды

    Касается насоса и мокрого и сухого типа.
    Нельзя допускать работу насоса с остановленным током воды, например, если перед или после насоса перекрыт вентиль.
    Следует определить оптимальный режим работы с учетом максимальной и минимальной пропускной способности оборудования.
    Важно соблюсти требования производителя по номинальному давлению воды в системе.
    Температура теплоносителя не должна превышать 65оС. Потому циркуляционный насос устанавливается на обратной линии перед котлом, где течет уже остывшая вода

    При превышении заданного порога многократно ускоряется процесс отложения солей жесткости на внутренних поверхностях насоса.
    Нельзя допускать длительного простоя. Примерно раз в месяц или два желательно включать насос на 15 минут. Если этого не делать, то в процессе окисления повышается риск заклинивания вала.
    Недопустимо использовать циркуляционный насос для перекачки грязной воды с включением плотных частиц во взвешенном состоянии. Обязательно устанавливается фильтр грубой очистки, или другими способами контролируется чистота воды или теплоносителя.

В рабочем режиме у насоса должен быть равномерный звук работающего привода и постоянное значение напора на выходе, что контролируется установленным манометром. При хорошем обращении даже самый простой циркуляционный насос способен проработать до 5 лет, пока не износятся основные его элементы.

Как проводить регулярное техническое обслуживание насосов

Вариант устройства насоса

  1. Включите насос и на рабочем режиме проверьте отсутствие посторонних шумов и чрезмерной вибрации.
  2. Проверьте напор теплоносителя, выдаваемый насосом. Он должен соответствовать показателям, заявленным в техническом паспорте.
  3. Удостоверьтесь в отсутствии чрезмерного нагрева электрического двигателя устройства.
  4. Проверьте наличие смазки на резьбовых фланцах и, при необходимости, восстановите её.
  5. Убедитесь в наличии заземления между корпусом насосного устройства и соответствующей клеммой.
  6. Осмотрите насос со всех сторон и удостоверьтесь в отсутствии течей. Обычно такими уязвимыми местами является узел сопряжения трубопровода и корпуса насосного устройства. Проверьте уровень затяжения болтов и нормальное состояние прокладок.
  7. Осмотрите клеммную коробку. Все провода должны быть надежно зафиксированы. В узле недопустимо присутствие влаги.

Профилактика и обслуживание

Долгий срок службы и безотказная работа возможна лишь при соблюдении должных условий эксплуатации и регулярной профилактики насоса. Под обслуживанием подразумевается периодический осмотр и чистка насоса. Осмотр на предмет отклонений в работе следует осуществлять хотя бы раз в квартал, то есть два раза за отопительный сезон. Чистку желательно выполнять раз в два-три года в зависимости от качества воды и условий, в которых функционирует насос.

В течение всего периода эксплуатации желательно периодически проверять работу насоса:

  • Места подсоединения проверяются на предмет протечки. При выявлении заменяются прокладки и уплотнители (пакля, ФУМ-лента и т.п.).
  • Визуально проверяется наличие и состояние заземления.
  • Звук работающего двигателя не должен сопровождаться лязгами или ударами, посторонними звуками.
  • Двигатель не должен сильно вибрировать.
  • Проверяется давление в линии и его соответствие номинальному.
  • Корпус должен быть чистым и сухим. Если это не так, то следует провести внешнюю чистку, проверку электронного блока на предмет залива и устранить причину, по которой насос оказался мокрым.

Примерно раз в два-три года желательно выполнить чистку насоса, включая все его элементы. Это касается только моделей с возможностью разборки. Есть насосы с запрессованным или цельным, сварным корпусом, не предполагающие ремонта или разборки. Такие агрегаты работают на отказ и после заменяются на новый в сборе. Желательно доверить эту работу сервисному центру. Однако при наличии навыков и инструмента можно выполнить все самостоятельно

  • шестигранный ключ;
  • шлицевая отвертка (плоская) на 4 и 8 мм;
  • отвертка крестовая.

Перед разборкой насоса с системы сливается вода или дренируется отдельный участок, в котором задействован насос, демонтировать его и после уже приступать к разборке.

  1. Шестигранным ключом или крестовой отверткой откручиваются 4-6 болтов по периметру корпуса двигателя в месте соединения с ракушкой насосной части.
  2. Снимите ракушку, при этом крыльчатка останется на валу ротора вместе с двигателем.
  3. По периметру найдите четыре дренажных отверстия. С помощью узкой шлицевой отвертки понемногу по периметру поддевайте рубашку отсека двигателя под крыльчаткой. В результате вал с ротором и крыльчаткой выйдут из пазов и стакана статора. Помочь себе можно, если открутить защитную пробку с внешней стороны насоса, вставить в прорезь на торце вала отвертку и легкими ударами выбивать вал из опорного подшипника.

Разбор на этом завершен. Теперь следует очистить поверхность ротора, крыльчатки и внутреннюю поверхность ракушки от налета и накипи, если она есть, только не повредив поверхность деталей. Использовать грубый абразив не допустимо. Действовать лучше щеткой с полимерным жестким ворсом. Помочь могут чистящие средства, содержащие слабый раствор соляной кислоты. В крайнем случае, применяется самый мелкий наждак – «нулевка».

Для насосов с мокрым ротором, важно проверить чистоту канала внутри вала и дренажные отверстия, расположенные в защитной рубашке, разделяющей зону насосной части и двигателя. Жидкость к ротору поступает как раз через эти отверстия и после возвращается по внутреннему каналу, если они забиты – страдает охлаждение двигателя

Для насосов с сухим ротором важна гидроизоляция опорного подшипника. Если обнаружена протечка от блока насоса в блок статора, то следует заменить полностью все прокладки и уплотнители внутри аппарата.

Проверяется состояние подшипников, на которых опирается вал. Если они уже порядком разбиты, потребуется их замена, что в домашних условиях сделать предельно сложно, придется обращаться в сервисный центр.

Все уплотнители и прокладки внутри насоса следует проверить на износ и при необходимости заменить новыми. Как только все элементы очищены и проверены, выполняется сборка в обратном порядке.

 Необходима чистка циркуляционного насоса

Сборка водяного насоса

Установите на вал насоса кольцо упорное 13, напрессуйте подшипники.

Заполните подшипники и подшипниковую полость смазкой Литол 24-МЛ и 4/12-3 в количестве 45г.

Запрессуйте вал с подшипниками в корпус насоса.

Установите кольцо 12, стопорящее подшипниковый узел.

Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку затянуть, обеспечив значение крутящего момента 120…140Нм.

Через оправку напрессуйте уплотнение водяного насоса 4 внутренним корпусом на вал водяного насоса и, одновременно, запрессуйте наружным корпусом уплотнения в корпус водяного насоса до упора фланца корпуса уплотнения в привалочную поверхность корпуса насоса, при этом конструктивное исполнение оправки  должно обеспечить напрессовку внутреннего корпуса уплотнения  таким образом, чтобы торцовая поверхность внутреннего корпуса располагалась на расстоянии 11,2±0,2 мм от привалочной поверхности корпуса насоса.

Напрессуйте на вал крыльчатку, установите заглушку в торец крыльчатки. Утопание торца крыльчатки относительно привалочной плоскости корпуса насоса не должно превышать 0,3мм, выступание крыльчатки не допускается.

Установите водяной насос на дизель.

Закрепите проставку с вентилятором на шкиве водяного насоса или вентилятор.

Сборка водяного насоса с электромагнитной муфтой вентилятора

Запрессуйте вал-подшипник в корпус насоса таким образом, чтобы отверстия под стопорный винт в корпусе подшипника и корпусе водяного насоса совместились.

Заверните стопорный винт.

Рисунок 4- Основные конструктивные размеры оправки для запрессовки уплотнения водяного насоса

Через оправку (Рисунок 4) напрессуйте уплотнение водяного насоса  внутренним корпусом на вал водяного насоса и, одновременно, запрессуйте наружным корпусом уплотнения в корпус водяного насоса до упора фланца корпуса уплотнения в привалочную поверхность корпуса насоса, при этом конструктивное исполнение оправки  должно обеспечить напрессовку внутреннего корпуса уплотнения  таким образом, чтобы торцовая поверхность внутреннего корпуса располагалась на расстоянии 11,2±0,2 мм от привалочной поверхности корпуса насоса (установочный размер указан на рисунке 1).

Напрессуйте на вал крыльчатку. Утопание торца крыльчатки относительно привалочной плоскости корпуса насоса не должно превышать 0,3 мм, выступание крыльчатки не допускается.

В торец крыльчатки установите заглушку.

Напрессуйте на корпус насоса электромагнит с фланцем (Наружный диаметр оправки при напрессовке не должен  превышать диаметр ступицы фланца).

Напрессуйте  шкив на вал.

Установите на вал корпус вентилятора и шайбу.

Заверните гайку (резьба левая), обеспечив значение крутящего момента 120…140 Нм и установите колпачок.

Установите водяной насос на дизель и соедините штекерный разъем.

Причины замены нагнетателя

Двигатель насосной станции расположен вне досягаемости воды, чего не скажешь о пропеллере. Крылья направления жидкости постоянно находятся в агрессивной среде. Вода и мелкие частицы в ней бьют по лопастям, воздействуя на материал изготовления. Соответственно, импеллер разрушается. Признаки неисправности:

  • Характерный стук подшипника или скрежет в корпусе нагнетателя. Колесо на вращательном валу центровано, когда одна из лопастей разрушена, разбивается и сам подшипник. Он начинает стучать и вибрировать – это одна из причин замены.
  • Потеря давления на выходе насоса. При условии, что в корпус не попал воздух, давление в выбросе воды уменьшилось или вовсе пропало, значит, устройство сломано. Прежде чем ремонтировать крыльчатку, нужно проверить двигатель помпы, вращает ли он вал.
  • Двигатель гудит, но вал не крутится. Очень редко такое бывает. Причина в залипании пропеллера. В лопасти попал мусор, или они заржавели и заклинили ступицу.
  • При постоянном использовании существует естественный износ запасных частей и механизмов. С этим ничего не поделаешь, придется менять.
  • Разгерметизация насосного оборудования, а именно крыльчатки. Вследствие неправильного монтажа или неверной эксплуатации может произойти потеря внутреннего давления в корпусе насоса или импеллера. Это приведет к серьезной поломке и необходимости замены рабочего диска.

Как поменять помпу ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107

Что такое помпа или водяной насос в моторе, наверное, знает каждый автовладелец. Для тех, кто не в курсе, пару слов о назначении помпы в двигателе автомобиля. Охлаждающая жидкость, которая залита в систему охлаждения, должна все время циркулировать по специальным магистралям включая радиатор охлаждения и радиатор отопителя. Именно с помощью помпы и приводится в движение ОЖ. Если она выходит из строя или перестает, должным образом работать происходит повышение температуры ОЖ и двигатель перегревается. Поэтому если во время очередного технического осмотра автомобиля ВАЗ вы обнаружили подтекания из помпы, либо при работе двигателя слышны повышенные шумы в районе шкива привода водяного насоса, необходимо его срочно снять и отремонтировать либо заменить.

Снятие помпы

  1. Устанавливаем под мотор, пустую емкость, и сливаем охлаждающую жидкость, открутив пробку на блоке двигателя. Если вы решились на замену ОЖ, тогда придется еще открутить сливную пробку на радиаторе охлаждения.
  2. Отключаем и вынимаем из моторного отсека аккумуляторную батарею
  3. Отсоединяем контактную колодку от электровентилятора и снимаем его, предварительно окрутив ключом на «17» три болта. Замена помпы на ВАЗ 2101 – ВАЗ 2107 (Классика)
  4. С помощью ключа на «17» ослабляем гайку натяжителя ремня генератора и снимаем его.
  5. Откручиваем гайку на 17 на скобе помпы и отводим скобу в сторону.
  6. Теперь необходимо снять шкив привода помпы. Для этого нужно открутить три болта, предварительно зафиксировать шкив с помощью отвертки. Замена помпы на ВАЗ 2101 – ВАЗ 2107 (Классика)
  7. Следующим этапом будет снятие помпы с двигателя. Для этого открутите четыре гайки крепления и демонтируйте ее.

После снятия снимите старую прокладку и тщательно зачистите посадочные места на помпе и блоке двигателя. Установите новую прокладку и новую помпу. Произведите остальную сборку в обратной последовательности. Залейте охлаждающую жидкость в систему, при этом краник радиатора отопителя должен быть открыт. Также для удаления воздушной пробки из системы необходимо отсоединить шланг от впускного коллектора и подождать пока ОЖ не начнет из него вытекать, затем снова одеть на место.

И в заключение отметим, что представленное описание замены помпы подходит ко всем автомобилям ВАЗ классических моделей, а именно ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107.

Как разобрать помпу ваз 2101

Уважаемые посетители сайта «Твой автомобиль»! Будем вам очень благодарны за комментарии к видео ролику «Как разобрать помпу ваз 2101», для этого не требуется регистрация.
Также просим сообщить вас если возникнут проблемы с проигрыванием видео.

сбока в грязи на глазок от руки ну збс то че сказать

про замену колец после 1000 км пробега очень смешно . И как люди на такое ведутся не понимаю мужики.

красава расмешил но я бы не стал собирать этот мотор только из за хона сочувствую владельцу двс. а токару надо руки отрубить

послушайте олень знаете ли вы что такое тепловые зазоры????? что такое масляная пленка????похоже что нета шатун такой бывает после гидроудара а еще есть инструмент измерительный нутромеры микрометрыа вообще тут плакать а не смеятся нужно.

Очень жаль что в нашей сфере работают такие дяди Сережи…

eto pizdec dvigatel

Шатун получил гидро удар, ко мне машина приезжала тоже гидро удар целых 3 шатуна таких было, а вот за такую шлифавку конена все еб…… ще расколотить и руки в одно место вставить

вот так вот вот так вот

Каждый простой человек, который думает что изобрёл велосипед, заблуждается в чём нибудь , совершенно простом.

На улице все лежит, шатун на солнце от загара повело. Нормальный хон, сам же научил деревяшкой с наждачкой растачивать, теперь хон ему не нравится

кривой шатун как член

классный дядькамне оч нравится

у человека хонофобия…….

идиотизму нет предела…. кретинизм это заразно….

сколько обычно двигатель ваз после ремонта ходит? при нормальной езде. как вы так берете двигателя в мешке?

Жесть.

Хонофобия

Нормально так, только КВ напильником прошел бы и все.

Если отбраковали работу станочников , то какое право вы имели совершать сборку не ликвидных деталей и главное получить за это мани .

юмора здесь мало, в основном вызывает жалость, человеку не с кем общаться, вот он с моторами и говорит. Слишком много разговора ни о чем. И обсирать сервисных мотористов, это низость. Знаешь что то, молодец, но в основном безграмотный треп

Как подготовить циркуляционные насосы к зимнему отопительному сезону

Чтобы ваш насос на отопление бесперебойно проработал все холодное время года, перед началом отопительного сезона необходимо провести регламентное обслуживание.

  1. Проверьте правильность подключения насоса к сети трубопроводов отопления. Насосное оборудование необходимо устанавливать в таком месте оросительной сети, где имеется минимальная возможность образования воздушных пробок. Рационально размещать его на линии обратки, перед котлом отопительного нагрева.
  2. Перед началом эксплуатации убедитесь, что все соединительные элементы сети сохранили свою герметичность. Для предотвращения рассыхания прокладки, входной и выходной патрубки при перерыве в эксплуатации покрываются консервирующей смазкой.
  3. Проверьте состояние фильтра перед входным патрубком насоса. При необходимости замените или прочистите его.
  4. Проверьте правильность подключения устройства к электропитанию. Проверяется не только плотность контактов на клеммной коробке, исправность предохранителя, но и правильность подключения фаз и величина рабочего напряжения в сети. Проверить эти характеристики лучше всего тестером.
  5. Перед началом эксплуатации циркуляционного насоса отопления в обязательном порядке произведите тестовый запуск, который должен подтвердить полную герметичность системы и исправность всех ее составных частей и оборудования.

Насос в разрезе

Как демонтировать и разобрать циркуляционный насос

Если при тестовом запуске оборудования выявлены недостатки насосного устройства, которые не могут быть устранены без его демонтажа и разборки, вам придётся выполнить следующие операции.

  1. На подготовительном этапе насосное оборудование обесточивается. При установке насоса в систему трубопроводов встраивается байпас — обходная труба отопления. При нормальном режиме эксплуатации она перекрывается. При длительном ремонте, возможно, потребуется подключение к системе дополнительного насосного устройства.
  2. Открутите запорные вентили, крепящие насос, снимите его.

Разбираем циркуляционный насос

Схема насосного оборудования

При серьезном ремонте насосного оборудования необходим не только его демонтаж, но и разборка. Выполняется она в следующей последовательности.

  1. Крышка циркуляционного насоса фиксируется на корпусе при помощи болтов. Это могут быть болты под крестовую отвертку или шестигранник. За время эксплуатации болты могут «прикипеть». Решить такую проблему можно при помощи специализированных аэрозолей, также называемых «жидким ключом». Она наносится на болт и через несколько минут его можно легко открутить.
  2. Снимаем крышку. Перед нами — ротор с закрепленным на нем ротором с колесом с лопастями. Обычно он держится на фиксаторах, либо на болтах. Снимите его и вы получите доступ к «внутренностям» насосного оборудования.
  3. Осмотрите насос, определите неисправный узел и замените его.

Полезные советы

Проводить самостоятельный ремонт циркуляционных насосов следует только после окончания гарантийного срока или при невозможности получить квалифицированную техническую помощь. Ряд узлов насосов довольно трудно найти в свободной продаже. Обычно это вызвано торговой политикой производителей, поэтому будьте готовы к тому, что в ряде случаев дешевле приобрести новое оборудование, а не чинить сломавшееся.

Устройство насоса с мокрым ротором

Чтобы более подробно ознакомиться с технологиями ремонта циркуляционных насосов, посмотрите обучающее видео.

«>

Как заменить водяной насос на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Примечание! Когда ремень ГРМ снят с верхних шкивов будет, не в коем случае не проворачивайте шкивы, а то нарушите фазы газораспределения (Их в принципе и поставить можно, но лучше не трогайте, а ставятся они по меткам, более подробней об этих метках Вы узнаете когда прочтёте одну из статей, на которую в этой статье дана ссылка), ну даже если фазы газораспределения можно заново выставить, это не значит что шкив крутить всё же можно, просто есть некоторые движки (Они на девятки ставились), которые загибают клапана, так вот если вы шкив резко крутанёте на снятом ремне ГРМ, то клапана чуть-чуть деформируются, а это уже в круглую сумму выйдет!

Снятие: Помпа меняется не легко, если же есть навык то всё просто, если его нет, то скорее всего даже и не одним днём замену выполнять будете, в общём начнём, сперва скинуть клемму минус нужно будет и потом слить ОЖ с двигателя (Как слить жидкость, читайте в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ», а о том как скинуть клемму минус, читайте в статье: «Замена аккумулятора на автомобиле»), когда эта операция будет проделана, снимите ремень ГРМ с натяжного ролика а потом и сам ролик с автомобиля (Как снять ролик, Вы найдёте в статье под названием: «Замена натяжного ролика»), следом шестерню распредвала снимите (Как это сделать, читайте «здесь») и выкрутите несколько болтов и гаек (Их около пяти, все они на фото ниже показаны) которые крепят заднюю крышку и после чего её от основания отделите, чтобы доступ к помпе был (По другому её никак не вынуть), а как только доступ появиться, отвёрткой выньте помпу подцепив для этого её шкив как это показано на маленьком фото.

Примечание! Если помпа вынется, но кузов мешать будет или ещё что то (Вынуть Вы её полностью не можете к примеру), то в этом случае попросите помощника отвести чутка двигатель, для этого пусть он просто возьмётся за удобное место (Оно обязательно из металла должно быть выполнена) и применив силу, наклонит двигатель в нужную сторону, а Вы в это время помпу вытащите из отверстия в двигателе автомобиля!

Установка: Новая помпа ставиться в обратном порядке снятию, перед тем как её купить обязательно маркировку сравните со старой, мы Вам рекомендуем точно такую же брать и про прокладку не забудьте которая между помпой и двигателем стоит (см. маленькое фото), обязательно посмотрите на то место где помпа к двигателю прилегала, если там останутся кусочки этой прокладки, то Вы их отвёрткой со скоблите и новую прокладку купите, положив её вместо старой на помпу.

Примечание! Когда помпу покупать будете, рекомендуем брать ту на которой крыльчатка выполнена не из пластика а из металла, посмотрите самое верхнее фото в этой статье на нём отчётливо видна крыльчатки и отчётливо видно что она выполнена из металла и кстати, если вдруг заметите что крыльчатка поменяла свой цвет (Ржаветь например начала), то и в этом случае помпу смените новой, при установки, учтите что маркировка вверх должна быть направлена (см. фото 1), а шкив распредвала обязательно должен быть установлен выступающей частью к двигателю автомобиля (см. фото 2), ну и после этого совместите всё по меткам, натяните ремень ГРМ (Натяжным роликом он натягивается) и залейте охлаждающую жидкость в двигатель автомобиля!

Дополнительный видео-ролик: Более подробно и наглядно увидеть процесс замены водяного насоса, Вы можете в ролике ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *