Коэффициент на уплотнение и потери при засыпке котлована
Содержание:
- Уплотнение — песок
- 5. Уплотнение грунта механизмами
- Чем можно уплотнять щебень
- Зачем уплотнять щебень
- 2 Уплотнение грунта пневматическими трамбовками
- 6. Уплотнение грунтапневматическими и электрическими трамбовками
- 1. Понятияи определения
- Перечень нормативных документов и стандартов
- 4.Определение коэффициента относительного уплотнения песка с учетом зимнихусловий
- ПЕРЕЧЕНЬ нормативных документов и стандартов
- ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Приложение 3
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ
- Приложение 4
- ПРИМЕРЫ вариантов определения величины коэффициента относительного уплотнения и исчисления объемов грунта
- Как изменить плотность прибором
- 1 Трамбовка грунта основные правила
Уплотнение — песок
Уплотнение песка достигается в результате следующего процесса, происходящего в грунте при воздействии струи воды и вибрации. При нагнетании в грунт воды с напором 4 — 5 am происходит размыв песка и его разрыхление за счет движения воды вверх. Одновременно с этим частицы грунта взвешиваются, мелкие поднимаются за пределами поверхности глубинного вибратора вверх, более крупные под действием собственного веса и ускорения колебаний, способствующего увеличению действия ускорения силы тяжести, плотно укладываются на забой. Так как радиус распространения колебаний относительно невелик, то и ускорение колебаний сообщается частицами песка в пределах небольшой области. Чтобы уплотнить грунт по всей площади, занимаемой фундаментом, необходимо погружать вибробулаву в шахматном порядке; расстояние между точками погружения зависит от радиуса действия вибратора.
Уплотнение песка в трубах производится на трубогибочных площадках обычным обстукиванием труб кувалдами; на современных механизированных площадках применяют ударные пескоуплотнители электрические или пневматические. Массовое гнутье труб производится, как правило, на специальных гибочных площадках, устраиваемых при ЦЗМ.
Разметка складчатых отводов перед гнутьем. |
Уплотнение песка в трубах производится вибраторами, пневмо — или электромолотками. Качество гнутья признается удовлетворительным, если после гнутья отводы не имеют складок, морщин, вмятин и трещин.
Циркуль для разметки врезок.| Приспособление для гнутья труб малого диаметра. |
Эффективное и быстрое уплотнение песка в трубах осуществляется виброспособом. Труба устанавливается вертикально в стакане приспособления. Стакан получает колебания от эксцентрика. Верхний конец трубы пропускается через кольцо на загрузочной площадке.
Для уплотнения песка и предотвращения проскальзывания вытесняющей жидкости на внешнюю поверхность манжеты кернодержа-теля подается давление воздуха или минерального масла. При использовании длинных кернодержателей без бокового обжима, представляющих собой трубку из нержавеющей стали, для устранения проскальзывания жидкости внутренняя стенка кернодержателя покрывается слоем песка на эпоксидной основе или делается винтовая нарезка с шагом не более 0 8 мм.
Площадка для гибки труб большого диаметра. |
После уплотнения песка верхние концы труб также заглушают деревянными пробками и укладывают трубы в нагревательный горн, работающий на газообразном или жидком топливе.
Для уплотнения песка применяют легкую вибрацию. Так изготовляют верхнюю и нижнюю полуформы, затем их собирают и заполняют металлом. Образовавшаяся отлнзка легко удаляется из песчаной формы, а наполнительный песок может быть многократно использован. При таком способе изготовления форм не требуется применения смесеприготовительного оборудования и дорогих материалов, входящих в состав формовочных смесей.
Для уплотнения песка и предотвращения проскальзывания вытесняющей жидкости на внешнюю поверхность манжеты подается давление воздуха или минерального масла. При использовании длинных кернодержателей без бокового обжима, представляющего собой трубку из нержавеющей стали, для устранения проскальзывания жидкости внутренняя стенка кернодержателя покрывается слоем песка на эпоксидной основе или делается винтовая нарезка с шагом не более 0 8 мм.
Приспособление для обстукивания труб пневматическими молотками. |
Степень уплотнения песка определяют опытным путем. Уплотнение считается достаточным, если в процессе обстукивания в течение 10 — 15 мин не будет заметной усадки песка в трубе. Уровень уплотненного в трубе песка должен быть ниже торца трубы примерно на величину ее диаметра.
Приспособление для обстукивания труб. |
Степень уплотнения песка определяют опытным путем. Уплотнение считается достаточным, если в процессе обстукивания в течение 10 — 15 мин.
5. Уплотнение грунта механизмами
(гидротрамбовками, виброударной трамбовкой,вибрационными плитами, катками)
2.5.1. Уплотнение грунтов насыпей и обратных засыпок должно выполняться
послойно. Толщину уплотняемых слоев
следует назначать в зависимости от условий
производства работ, вида грунтов, применяемых
уплотняющих машин и предварительно принимать
по таблице с последующим уточнением по результатам опытного уплотнения.
Таблица 1
Техническая характеристика машин при уплотнении грунтов
Толщина
слоя грунта в плотном теле, см
Число проходов или ударов в грунте
связного
несвязного
связном
несвязном
Кулачковый каток весом 3 — 5 т
15 — 20
—
6 — 8
10 — 15
8 — 12
Каток на пневматическихмашинах весом т:10
15 — 20
20 — 25
6 — 8
4 — 6
10 — 15
15 — 20
6 — 12
6 — 8
25
30 — 35
35 -40
6 — 8
4 — 6
20 — 25
25 — 30
8 — 10
6 — 8
50
35 — 40
45 — 50
6 — 8
4 — 6
25 — 30
35 — 45
8 — 10
6 — 8
Трамбовочная
плита весом2
т при высоте
падения 2 м
80 — 90
100 — 110
4 — 5
2 — 4
70 — 80
80 — 90
6 — 8
4 — 6
Дизель-трамбовочная машина
60 — 70
80 — 100
75 — 85
—
Навесной
тракторный трамбовщик
60 — 70
80 — 10
—
—
ПРИМЕЧАНИЕ. Над чертой даны значения, необходимые для уплотнения грунта до плотностине менее,95;под чертой — до плотности
не менее 0,98
от максимальной.
2.5.2. Для уплотнения связных грунтов следует применять катки на пневматических шинах,кулачковые и решетчатые, трамбующие и вибротрамбующие машины.
2.5.3. Уплотнение грунта должно производиться проходками уплотняющих машин вдоль насыпи со
смешением от бровок насыпи к ее середине.
Наименьшее расстояние прохода уплотняющих машин от бровки насыпи должно
быть 0,5 м. Уплотнение откосов должно производиться снизу вверх.
2.5.4. Каждый последующий проход (удар) уплотняющей машины должен перекрывать след предыдущего на 0,1 — 0,2 м.
2.5.5. При уплотнении грунта в земляных сооружениях (кроме
гидротехнических) кулачковыми катками разрыхленную часть верхнего слоя следует доуплотнять
более легкими уплотняющими машинами других типов.
2.5.6. Уплотнение грунтов в естественных условиях при обратных засыпках
грунта в пазухи фундаментов, вокруг различного рода опор, трубопроводов, коллекторов, смотровых колодцев, при устройстве грунтовых подсыпок под полы, в
сопряжениях земляного полотна с искусственными сооружениями и других местах должно производиться машинами с трамбующими и вибротрамбующими рабочими органами, выполненными
как постоянное или сменное навесное оборудование к базовым серийно выпускаемым
машинам (кранам, тракторам, экскаваторам) (лист 5, 6).
2.5.7. Несвязной грунт 1 группы уплотняют вибрационными плитами.
2.5.8. Обратную засыпку нижних слоев грунта в траншее производят
экскаватором-планировщиком. Разравнивание
выполняют вручную или, если позволяет рабочая зона,экскаватором-планировщиком. Верхние слои засыпают и разравнивают бульдозером.
2.5.9. Грунт уплотняют, начиная с зон возле коллектора (трубопровода), а затем
двигаются в направлении к краю траншеи, при этом каждый последующий проход трамбующей машины должен перекрывать след предыдущего на 0,1 — 0,2 м.
2.5.1. Обратную засыпку,
разравнивание и
уплотнение
грунта внутри
здания под полы выполняют последовательно по слоям. Толщина
слоя принимается в зависимости от применяемой уплотняющей машины. Обратную засыпку грунта производят автомобилями-самосвалами, разравнивание — бульдозером. В труднодоступных местах (между откосами и фундаментами) и в пределах 40 см от фундаментов грунт разравнивают вручную.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Схемы по организации производства работ по уплотнению грунта разработаны для вибрационных плит
(лист 8, 11, 12).
Чем можно уплотнять щебень
Существует несколько вариантов уплотнения этого строительного материала:
- При строительстве дорог для этой цели используются гладковальцевые или виброкатки. В результате многократной укатки они обеспечивают требуемую несущую способность щебеночного слоя, которая контролируется с помощью прогибомеров.
- Одним из самых распространенных способов уплотнения щебня при проведении строительных работ является использование виброплиты. Она представляет собой мобильное и компактное устройство весом от 60 до 120 кг. Трамбовку устройство выполняет за счет передачи ударных колебаний слою щебня. Такое оборудование может быть реверсивным или одноходовым. Реверсивные виброплиты считаются более функциональными. Они могут проводить уплотнение при движении в двух направлениях (вперед и назад), а одноходовые только в одном. Виброплиты работают на бензине, дизельном топливе или электричестве. С их помощью можно проводить эффективное уплотнение щебня даже в труднодоступных местах.
Уплотнение щебня виброплитой
- Для бытовых целей и небольших объемов работ чаще всего используется механическая (бензиновая, дизельная или электрическая) или ручная трамбовка. Самым простым ручным инструментом является обычный деревянный брус сечением 100 × 100 мм. Более удобная конструкция представляет собой деревянный брус меньшего сечения с ручками и закрепленный на его торце металлический оголовок. Для эффективного уплотнения ручной трамбовкой необходимо работать достаточно активно. Возможен и другой вариант: увеличение веса инструмента.
Уплотнение щебня трамбовкой
- Неплохим вариантом для бытовых целей или небольшого объема работ является использование ручного катка. Его обычный вес – 100–200 кг. Такой инструмент можно изготовить самостоятельно. Он делается на базе куска трубы диаметром 30–40 см, заполненной песком.
- Роль катка вполне может исполнить легковой автомобиль. Такой способ возможен только при уплотнении щебня на открытой площадке.
Все перечисленные выше методы позволяют произвести уплотнение щебня. Для устройства оснований небольших и легких конструкций вполне можно использовать ручные варианты трамбовки. При строительстве дорог для этой цели применяются тяжелые самоходные катки. Промежуточный вариант – виброплиты. Он дает отличный результат и используется при сооружении зданий любого назначения.
Зачем уплотнять щебень
Щебень является достаточно прочным материалом. На первый взгляд, при создании основания, например, для автодороги или фундамента здания его достаточно было бы только разровнять, но это не так. Дело в том, что чаще всего этот материал получается искусственным путем в результате дробления горных пород. При этом зерна щебня имеют абсолютно произвольную форму. Соответственно, при засыпке им любого пространства между соседними элементами формируются воздушные пустоты. Они существенно снижают уровень сопротивления материала нагрузкам. После уплотнения материала его зерна теряют подвижность, размер пустот значительно сокращается, а прочность щебеночного основания увеличивается.
2 Уплотнение грунта пневматическими трамбовками
Это укатка катком (самоходного или прицепного принципа действия) на пневматическом колесном ходу. Такие катки бывают одно и двухосными, полуприцепными или прицепными, легкими и тяжелыми, барабанными и кулачковыми.
В зависимости от характеристик катка одна машина за 4-12 проходов может качественно утрамбовать грунт толщиной до 50 см при максимальной ширине захвата 2, 8 метра.
Основание выбора метода укладки (челночным способом или по спирально-кольцевому методу) тоже базируется на степени пластичности и деформации грунтов.
2.1
- сила и частота вибраций;
- площадь плиты;
- вид двигателя.
По весу виброплита может быть:
- легкой;
- универсальной;
- средней тяжести;
- тяжелой.
Виброплита может быть с дизельным, бензиновым или электрическим двигателем, а управление ее может быть и ручным и дистанционным.
Естественно, у каждого типа машин всегда есть свои функциональные преимущества и недостатки.
Поэтому, выбирая агрегат, всегда учитывайте его специфические характеристики, указанные в техническом паспорте. Например, нужно знать, что чем выше сила вибрации, тем меньше по размеру должна быть плита. От этой закономерности зависит долговечность срока службы аппарата.
Кроме того, стоит учитывать амортизацию техники и примерную производительность в зависимости от технических требований. Например, в трамбовках с бензиновыми двигателями нужно проверять свечи, а электрический агрегат нужно раз в 2 часа выключать для отдыха.
К своду правил обращения с вибротрамбовками можно дописать и такие моменты, как, не забывать предварительно прогреть двигатель. Любому движку хватит для прогрева 5-ти-7-ми минут. Желательно прикупить в комплекте к виброукладчикам амортизирующие вибрацию ручки. Эргономику труда никто не отменял.
Кроме того, всегда нужно следить за состоянием фильтров, от состояния которых будет напрямую зависеть длительность сроков эксплуатации аппаратов. Бумажные фильтры, как правило, просто стряхивают, продувают. А фильтры из поролона стоит почаще промывать в теплой воде с мылом, и перед установкой хорошо просушивать.
2.2
Виброплита Wiber для уплотнения грунта (видео)
2.3
Подведем итоги: существует три варианта трамбовки грунтов
Укатка – производиться обычно при помощи ручного или механического катка. Прокатывая одно и тоже место несколько раз подряд, каток уплотняет слои поверхностного грунта до нужного состояния.
Вибрация – эффективный метод уплотнения для сыпучих и маловлажных грунтов. Катки здесь комплектуются, как правило, виброплитой или другим приспособлением для вибротромбовки, в сочетании с укатывающими элементами. Либо используются вибротрамбующие машины различных модификаций.
Трамбование – производится при помощи укладки на поверхность плиты, вес которой должен быть достаточным для уплотнения нужного грунта, но варианты механических или ручных, производственных и самодельных трамбовок мы рассмотрим уже в другой статье.
6. Уплотнение грунтапневматическими и электрическими трамбовками
2.6.1. Уплотнение грунта в особо стесненных местах и при небольших объемах работ
следует производить пневмотрамбовками и
электротрамбовками (табл. ).
Таблица 2
Техническая характеристика пневмотрамбовок
Показатели
Един.измер.
Марка пневмотрамбовок
ТР-4
ТР-6
1.
Число
ударов в 1 мин
—
1200
1200
2.
Давление
воздуха
атм
5,5
5,5
3.
Расход
воздуха
куб. м/мин
0,7
0,7
4.
Диаметр
шланга
мм
16
16
5.
Длина
трамбовки
мм
1070
1070
6.
Вес
кг
8,4
9,5
ПРИМЕЧАНИЕ. Трамбование грунта производят слоями, начиная с
краев трамбуемой площади с последующим
приближением к ее середине. Каждым последующим ударом трамбовки должна
захватываться часть уже уплотненной площади.
2.6.2. При работе по уплотнению грунта вблизи действующих и прокладываемых коммуникаций, стен (фундаментов) существующих и возводимых зданий
и сооружений необходимо обеспечить их
сохранность.
2.6.3. При уплотнении грунта пневмотрамбовками ТР-4, ТР-6 работы необходимо
выполнять в следующей последовательности:
присоединить башмак к трамбовке;
раскатать шланги;
присоединить шланг к
компрессору и трамбовке;
произвести уплотнение грунта;
отсоединить шланг откомпрессора и трамбовки;
снять башмак.
2.6.4. При уплотнении грунта электротрамбовками ИЭ-4501; ИЭ-4502; ИЭ-4503; ИЭ-4504; ИЭ-4505; ИЭ-4506 работы необходимо выполнять в
следующей последовательности:
установить электрорубильник с соблюдением
правил техники
безопасности;
раскатать электрический кабель;
подсоединить электрический кабель к рубильнику
и трамбовке;
произвести уплотнение грунта;
отключить электрокабель от источника
питания и трамбовки.
2.6.5. В состав работ, указанных в пп. , , входят работы по обслуживанию трамбовок (смазка, мелкий ремонт).
2.6.6. Работы по уплотнению грунта
трамбовками необходимо производить в соответствии со
схемами (лист 4. 7, 9, 10, 13, 14) данной технологической
карты.
1. Понятияи определения
2.1.1. Требуемый объем песка природного
сложения в сосредоточенных резервах или карьерах (), когда он согласно транспортной схеме используется
непосредственно для устройства конструктивных элементов земляного полотна
(насыпь или дополнительные подстилающие слои дорожной одежды), следует определять
по формуле
где V2 — геометрический объем грунта устраиваемого
конструктивного элемента (земляное полотно, дополнительный подстилающий слой) в
уплотненном состоянии;
— коэффициент относительного уплотнения
(отношение требуемой плотности (скелета) сухого грунта в конструктивном
элементе к плотности (скелета) сухого грунта в источнике получения).
Требуемый объем песка, исчисляемого в
транспортных средствах (автомобили-самосвалы, железнодорожные полувагоны и
т.п.), когда он находится в разрыхленном состоянии, следует рассчитывать по
формуле
где V2 — объем грунта устраиваемого конструктивного
элемента земляного полотна в уплотненном состоянии (при требуемой плотности);
K1 — коэффициент относительного уплотнения (отношение требуемой плотностисухого (скелета) песка в
конструктивном элементе к насыпной плотности сухого грунта, определяемой при
естественной влажности в стандартной 10-литровой емкости по ГОСТ 8736-93.
2.1.2. Требуемое количество песка можно
рассчитывать по объему или по массе. В первом случае обмер производят либо
путем регулярной геодезической съемки вырабатываемого источника получения материала,
либо непосредственно в транспортных средствах (железнодорожных вагонах,
автомобилях, баржах и т.п.).
При расчете по массе отгружаемый материал в
вагонах или автомобилях взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах.
В соответствии с ГОСТ 11830-66
массу указывают в транспортной накладной.
Количество песка, поставляемого на баржах или
судах, определяют по осадке последних.
2.1.3. Количество песка пересчитывают из
единиц массы в единицы объема и наоборот по значению насыпной плотности песка,
определяемой при влажности материала во время отгрузки, в соответствии с ГОСТ
8735-88. Насыпная плотность и влажность строительного песка указываются в
паспортах на каждую отгружаемую партию.
2.1.4. Для приведения объема песка,
поставляемого в вагоне или автомобиле, к объему в уплотненном состоянии, т.е. в
конструктивном элементе, полученный исходный объем умножают на коэффициент
относительного уплотнения. Последний зависит от зернового состава и влажности
материала, способа погрузки и дальности возки.
2.1.5. При разработке проектных решений
коэффициент относительного уплотнения следует назначать в зависимости от
требуемой плотности материала в конструктивном элементе или его соответствующем
горизонте (СНиП 2.05.02-85,
табл. 22) ориентировочно:
□
при исчислении объемов,
поставляемых из промышленных карьеров в транспортных средствах, — согласно СНиП
4.02-91; 4.05-91;
□
при использовании песков
естественной плотности в источнике получения — по СНиП 2.05.02-85.
2.1.6. В тех случаях, когда ПОС и ППР
предусматривают отсыпку элементов земляного полотна, дополнительных
подстилающих слоев в зимний период (непосредственно или через промежуточные
накопленные объемы — штабели) объемы песков, исчисляемые в транспортных
средствах, необходимо увеличивать на соответствующие коэффициенты, приведённые
в настоящей Методике.
2.1.7. Дополнительные объёмы грунта,
связанные с потерями при транспортировке, в зависимости от способа и дальности
возки в соответствии со СНиП 3.02.01-87 следует
принимать равными
□ 0,5 % — при дальности возки до 1 км;
□ 1 % — при большей дальности.
Допускается принимать больший процент потерь
при достаточном обосновании и совместном решении заказчика и подрядчика,
потребителя и владельца карьера.
2.1.8. Для определения коэффициента
относительного уплотнения необходимы следующие исходные данные:
□ коэффициент уплотнения и плотность
грунта конструктивного элемента;
□ стандартная максимальная плотность и
оптимальная влажность материала;
□ насыпная плотность.
2.1.9. В прил. приведен более полный
перечень терминов и определений.
Перечень нормативных документов и стандартов
1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
2. СНиП
4.02-91 и СНиП 4.05-91
«Сборник сметных норм и расценок на строительные работы. Сборник 1. Земляные
работы».
3. СНиП 3.02.01-87 «Земляные
сооружения, основания и фундаменты»
4. ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация».
5. ГОСТ 11830-66
«Строительные материалы. Норма точности взвешивания».
6. ГОСТ 8735-88 (СТСЭВ
5446-85) «Песок для строительных работ. Методы испытаний».
7. ГОСТ 8736-93
«Песок для строительных работ. Технические условия».
8. ГОСТ
12536-79 «Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического
(зернового) и микроагрегатного состава».
9.ГОСТ
22733-77 «Грунты. Метод лабораторного определения
максимальной плотности».
10. ГОСТ
5180-84 «Грунты. Метод лабораторного определения
физических характеристик».
11. ГОСТ 30416-96
«Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения».
12. ГОСТ
12071-84 «Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов».
4.Определение коэффициента относительного уплотнения песка с учетом зимнихусловий
2.4.1. В зимний период отгружаемый песок находится
в сыпучемерзлом состоянии, поэтому коэффициент относительного уплотнения должен
устанавливаться через насыпную плотность, определяемую по ГОСТ 8735-88 при
естественном состоянии песка.
2.4.2. Температура стандартной емкости для
определения насыпной плотности должна соответствовать температуре окружающего
воздуха.
2.4.3. Процедура определения насыпной
плотности и расчёт коэффициента относительного уплотнения аналогичны указанным
в п.п.
—
и прил. .
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных документов и стандартов
1. СНиП 2.05.0.2-85 «Автомобильные дороги».
2. СНиП
4.02-91 и СНиП
4.05-91 «Сборник сметных норм и расценок на строительные работы. Сборник 1.
Земляные работы».
3. СНиП 3.02.01-87
«Земляные сооружения, основания и фундаменты».
4. ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация».
5. ГОСТ 11830-66
«Строительные материалы. Норма точности взвешивания».
6. ГОСТ 8735-88 (СТСЭВ5446-85) «Песок для строительных работ. Методы испытаний».
7. ГОСТ 8736-93
«Песок для строительных работ. Технические условия».
8. ГОСТ
12536-79 «Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового)
и микроагрегатного состава».
9. ГОСТ
22733-77 «Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности».
10. ГОСТ
5180-84 «Грунты. Метод лабораторного определения физических характеристик».
11. ГОСТ 30416-96
«Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения».
12. ГОСТ
12071-84 «Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов».
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Коэффициент уплотнения (Kу) — отношение плотности (скелета)сухого грунта в конструктиве
земляного полотна к стандартной максимальной плотности (скелета) сухого грунта,
определяемой прибором Союздорнии (ГОСТ
22733-77).
Требуемый коэффициент уплотнения грунта (Kтр) — коэффициент уплотнения (доли стандартной плотности), предусмотренный
в проекте работ или установленный в СНиП 2.05.02-85 для конкретного горизонта от
верха покрытия.
Коэффициент относительного уплотнения (K1) — отношение требуемой плотности (скелета) сухого грунта в насыпи (), установленной с учетом коэффициента уплотнения по табл. 22
СНиП 2.05.02-85, к его
плотности, принятой при исчислении объёмов грунта.
Ориентировочно K1 допускается принимать по табл. 14 обязательного прил. 2 СНиП 2.05.02-85.
Требуемый объем земляных работ () —
произведение проектного геометрического объема грунта в насыпи или в ином
конструктивном элементе дорожной конструкции (V2) и значения коэффициента относительного уплотнения (K1).
Проектный геометрический объем грунта (V2) — объём грунта, определенный расчетом в проекте для соответствующего
конструктивного элемента земляного полотна или подстилающего слоя дорожной
одежды с учетом требуемого коэффициента уплотнения.
Средняя взвешенная плотность сухого грунта в
карьере (резерве) — отношение суммы плотностей сухого грунта
отдельных слоев (), умноженных на мощность слоев (hi), к общей мощности слоев (åhi),представленных в паспорте карьера.
Насыпная плотность песка — отношение массы песка, высушенного до
постоянной массы, к объему, засыпанному в стандартную емкость вместимостью 10 л
при естественной влажности (ГОСТ 8735-88).
Приложение
3
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ
Показатель |
Значение показателя для автомобиля марки |
||||||||
ММЗ-585 |
МАЗ-503, МАЗ-503Б |
КрАЗ 256Б |
КамАЗ 5511 |
КамАз с боковой погрузкой |
МАЗ 5516 |
МД 290, Магирус 380-30 |
Татра 815, 815С1 |
Volvo FH 420 |
|
Грузоподъемность |
4,5 |
7 |
11* |
10 |
7 |
16,1 |
14,5 |
15,3 |
27 |
Вместимость, м3 |
3 |
3,8 |
6 |
7,2 |
7,9 |
11 |
14 |
9 |
17 |
Габариты кузова, мм |
|||||||||
длина |
2595 |
3280 |
4585 |
4525 |
5000 |
4450 |
5400 |
4300 |
6500 |
ширина |
2210 |
2284 |
2430 |
2310 |
2320 |
2300 |
2650 |
2290 |
2500 |
высота |
650 |
676 |
650 |
816 |
635 |
1080 |
1200 |
970 |
1700 |
То же, самосвала, мм |
|||||||||
длина |
5475 |
5970 |
8190 |
7140 |
7570 |
7530 |
8400 |
7190 |
9900 |
ширина |
2415 |
2600 |
2650 |
2500 |
2320 |
2500 |
2800 |
2500 |
2500 |
высота |
2510 |
2700 |
2780 |
2700 |
2900 |
3160 |
3530 |
2900 |
3200 |
Масса, кг |
4570 |
6750 |
1140 |
9000 |
8480 |
12400 |
15500 |
11300 |
16000 |
*)
12 — для работы в карьере
Приложение
4
ПРИМЕРЫ вариантов определения величины коэффициента относительного уплотнения и
исчисления объемов грунта
Как изменить плотность прибором
В лабораторных условиях используют специальный прибор в виде металлического кольца и металлического стрежня. Полное название прибора определения коэффициента уплотнение и плотности песка — пикнометр.
Измерение коэффициента плотности песка
Возьмём, к примеру, из аналитической партии примерно 30 кг вещества. Просеиваем материал через специальное сито, с диаметром ячейки в 5 мм. Высушиваем материал и доводим его до комнатной температуры. На сайте интернет-журнала «О спецтехнике» можно ознакомиться с дополнительными методами определения коэффициента плотности.
Далее мы перемешиваем аналитический материал и разделяем на 2 равные части. Взвешиваем пикнометром каждую часть материала и заполняем образец протокола испытания уплотнения песка. Добавляем в пикнометр примерно 2/3 части дистиллированной воды на весь объем испытуемой партии. Содержимое прибора перемешиваем и помещаем в песчаную готовую тару в виде ванны, которая расположена под определенным наклоном.
Для того чтобы удалить воздух, необходимо прогреть или прокипятить содержимое примерно на 15-20 минут. После этого, пикнометр должен остыть до комнатной температуры, и после этого очищаем его. Теперь нам нужно долить до нужного уровня объёма остатки дистиллированной воды и проводим окончательное взвешивание.
После этого, в протоколе потребуется занести расчётные данные проверки уплотнения песка, исходя из формулы:
P = ((m – m1)*Pв) / m-m1+m2-m3, где:
- m – вес пикнометра после наполнения веществом, г;
- m1 – масса пустого прибора пикнометра, г;
- m2 – вес прибора из расчёта прибор + дистиллированная вода, г;
- m3 – масса прибора с добавлением дистиллированной воды и вещества (песка), при этом после очистки исследуемого вещества от имеющихся пузырьков воздуха;
- Рв – плотность воды
Далее необходимо провести опытные испытание несколько раз. Каждое испытание заносится в протокол данных, при этом отклонения должны быть не более 0,02 грамм на кубический сантиметр.
В некоторых случаях, в лабораторных испытаниях могут возникнуть большие расхождения, тогда необходимо вывести среднее арифметическое число показателей данных по протоколу.
Сколько раз нужно проводить испытания?
Имея смету проекта, вы можете сопоставить данные протокольной части и рассчитать необходимый блок финансовых затрат при использовании песка в рабочем производственном цикле.
Кроме этого, есть обязательное требование по ГОСТ и СНиП, где указан точный аналитический расчёт каждой партии, так:
- Для партии меньше чем 350 тонн, необходимо провести 10 измерений.
- Для партии песка 350-700 тон, необходимо провести от 10 до 15 испытаний.
- Для партии песка свыше 700 тонн, нужно провести не менее 20 проб.
Данные протокола испытаний являются основой для сметной документации, где можно точно определить финансовые затраты по уплотнению песка для определённых характеристик производственных работ в строительном сегменте или в дорожном секторе.
1 Трамбовка грунта основные правила
Слои трамбовки не должны превышать 70 см, если используются тяжелые катки для уплотнения грунта. И не толще 10 см, если у вас в наличии ручной трамбовщик. Уплотнение грунта виброплитой позволяет увеличить слой до 15-20 см.
В зависимости от состава почвы ее влажность не должна превышать:
- глина – 16-26%;
- суглинок – 12-18%;
- песок – 8-14%;
- супесь – 9-15%.
Не менее важным параметром, который нужно учитывать, выбирая виброуплотнитель грунта – это частота вибраций аппарата, от которой будут зависеть сила и качество уплотнения. Общее правило таково: чем ниже плотность материала, тем меньше нужна частота вибраций.
Уплотняемые слои сухого песка или щебня не нуждаются в машинах с высоким уровнем вибраций, тогда как глина или мокрый песок, суглинок и другой влажный и крупнопористый материал требует высокочастотный трамбующий момент.
1.1
Взаимозависимость двигателя и производительности
Существенная разница при выборе вибромашины будет заключаться и в варианте установленного на ней двигателя:
В зависимости от вида двигателя земля будет уплотняться на разных площадях с различной производительностью:
- дизель – может обработать до 250 м² в час;
- бензиновый аппарат – до 200 м²;
- электрические могут осилить примерно 12 м² за минуту.