Цветной фото фильтр онлайн

Классификация светофильтров

Применяемые в чёрно-белой фотографии светофильтры подразделяются на цветные (используются для регулирования относительной яркости цветовых тонов) и контрастирующие (для получения тонального контраста, различные краски которого при съёмке на панхроматическую плёнку дают одинаковые малоконтрастные серые тона).

Набор M77×0,75 светофильтров и насадочная линза для кинокамеры Красногорск-3

В цветной фотографии, чтобы исключить ошибки в зональных экспозициях, используют конверсионные светофильтры. Эти светофильтры предназначены для подгонки световых условий освещения объекта к балансу светочувствительности фотоплёнки.

Как для цветной, так и для чёрно-белой фотографии также используются нейтральные (для уменьшения интенсивности света во избежание передержки) и поляризационные (для уменьшения или устранения бликов на изображении) светофильтры.

Существующая классификация светофильтров из-за обилия классифицируемых признаков носит достаточно условный характер.

Светофильтры различают по: форме кривой спектрального пропускания (поглощения), по целевому назначению, по способу изготовления и конструкции и некоторым другим признакам.

По форме кривой спектрального пропускания светофильтры принято делить на три основные группы: монохроматические, селективные и нейтрально-серые. Первые из перечисленных пропускают только узкий диапазон волн; вторые, наоборот, задерживают часть спектра, а остальное — пропускают; третьи — поглощают свет равномерно для всех длин волн.

По целевому назначению выделяют: компенсационные, аддитивные, субтрактивные, корректирующие, защитные (фильтры неактиничного света) и другие. К защитным относятся и теплозащитные фильтры.

В цифровых фотокамерах перед светоприёмной матрицей обычно устанавливается несъёмный светофильтр (который можно считать частью матрицы), назначение которого состоит в той или иной коррекции итоговой спектральной чувствительности сенсора, в частности — поглощения излишней для целей фотографии чувствительности современных сенсоров в инфракрасной области спектра.

Эффектные светофильтры

Так называемые «эффектные фильтры» используются для решения различных творческих задач в фотографии. Подразделяются на туманные (для создания эффекта тумана, дымки, понижения контраста и степени насыщенности цвета изображения), диффузные (для снижения, смягчения резкости изображения, приглушения мелких деталей), звёздные (для преобразования света точечных источников и ярких бликов в различные «звёзды»), цветные и многоцветные (для изменения цветового решения сюжета или его части).

К «эффектным фильтрам» относятся также и различные множительные призмы, предназначенные для многократного повторения изображения.

Крепление светофильтров

Светофильтры, применяющиеся в отечественной практике при фото- и киносъёмке, обычно крепятся посредством резьбового соединения на передней части оправы объектива или за его последней линзой.

Для исключения влияния плоско-параллельной пластинки светофильтра на качество изображения, даваемого объективом, её помещают в параллельном пучке лучей, что имеет место, когда светофильтр расположен перед объективом.

В ряде фотографических объективов светофильтр приходится помещать внутри системы, либо за задней линзой, в непараллельном пучке лучей, что должно быть учтено при расчёте объектива и при использовании объектива без светофильтра. Примером такого объектива может служить объектив Зенитар 2,8/16 «рыбий глаз».

Характеристики светофильтров

Основная пользовательская характеристика светофильтров — кратность — множитель, на который необходимо увеличить экспозицию при использовании светофильтра для фотоаппаратов, не имеющих системы светоизмерения и для коррекции измеренного системой экспонометрии фотокамеры.

Общая светочувствительность фотоматериала определяется всей областью спектра, в которой он светочувствителен, и является суммарной. Изменение спектральной чувствительности изменяет и общую светочувствительность материала. Применение светофильтра в сравнении со съёмкой без него снижает общую светочувствительность. Значение светочувствительности фотоматериала при его экспонировании за светофильтром называется эффективной светочувствительностью. Кратность светофильтра — отношение общей светочувствительности к эффективной.

Кратность светофильтра — величина непостоянная, она изменяется как при изменении спектральной светочувствительности фотоматериала, так и при изменении спектрального состава экспонирующего света. Так, например, кратность светофильтра Ж-2x при постоянном спектральном составе экспонирующего света, близкого к дневному, по отношению к изоортохроматическому фотоматериалу равна примерно 6, а к панхроматическому — только 2. Чем дальше сенсибилизирован фотоматериал, тем меньше кратность одного и того же фильтра. В то же время, если в этом же примере перейти к кратности Ж-2x при свете ламп накаливания, то для изоортохроматического материала она окажется большей, а для панхроматического — меньшей.

Спектральная характеристика светофильтров выражается численными значениями показателя поглощения для различных длин волн, спектральными кривыми оптической плотности и коэффициентами пропускания стекла и самого светофильтра.

Для поляризационных светофильтров определяются следующие параметры: коэффициент светопропускания (у фильтров серии ПФ он равен 32–40%), степень поляризации (98%), разрешающая способность (8 угловых секунд).

Типы светофильтров

В фотографической оптике применяются главным образом абсорбционные светофильтры, основанные на поглощении света. Они представляют собой или плоско-параллельные пластины из окрашенного в массе стекла или две плоско-параллельные пластинки из бесцветного стекла, между которыми помещена плёнка из окрашенной желатины.

Для желатиновых светофильтров помимо стекла, могут использоваться и иные — нитроцеллюлозные, триацетатные и другие подложки. Иногда желатиновые светофильтры используют в виде гибкой плёнки — фолии, которую сначала поливают на стеклянную подложку, а затем отделяют от стекла. Желатиновые светофильтры пользуются успехом благодаря простоте изготовления и возможности более точно подбирать кривые пропускания.

Поляризационный светофильтр представляет собой поляроид — поляризирующую свет плёнку, заключенную между защитными стёклами, — в оправе.

Намного реже используются жидкостные светофильтры, представляющие собой сосуды — кюветы со стеклянными стенками, наполненные растворами красителей.

Кроме абсорбционных, существуют интерференционные светофильтры, имеющие совершенно иной принцип поглощения световой энергии определённого диапазона длин волн. Избирательное поглощение света осуществляется не частицами растворенного красителя, а путем гашения почти всех волн (кроме одной заданной), вследствии интерференции в тонком слое, нанесённом на стеклянную подложку. Светофильтр пропускает свет только той длины волны, на которую рассчитана толщина интерференционного покрытия. Эти светофильтры обладают самой высокой монохроматичностью для любой длины видимой части спектра. Кривая пропускания интерференционных светофильтров представляет собой узкую симметричную «пиковую» полоску, занимающую диапазон длин волн порядка 5–10 нм.

Какой выбрать

Поляризационный фильтр для объектива бывает двух видов: линейный поляризационный, обозначатся аббревиатурой PL, и циркулярный, обозначается аббревиатурой CPL. Нас не интересуют различия между ними, ведь эти виды предназначены для работы с совершенно разной техникой.

Линейный используется на камерах с ручной фокусировкой. Для всех камер с автоматической фокусировкой применяется циркулярный, поэтому он самый распространённый. Если у вас классическая автофокусная зеркалка, в таком случае, циркулярный вам в помощь.

При выборе может возникнуть загвоздка, в том, какого размера выбрать. На случай если у вас несколько объективов разного диаметра. Поэтому хорошенько оцените, в каких случаях он вам необходим и берите напарником к соответствующему объективу. Причиной, по которой нужно грамотно подобрать один фильтр, является его высокая стоимость.

BW XS-PRO KSM Nano BW XS-PRO HTC KSM Nano

Поставляются фильтры в чёрной коробке с намёком на их «премиальность». Что интересно, многие думают что фильтры B+W очень дорогие т.к. черный цвет психологически на это настраивает, но они даже не всегда дороже своих конкурентов, при том что в них используются более высокие технологии и более качественные материалы. Речь про поляризационные пленки, просветление и фиксацию стекла в оправе.

«светлый» XS-Pro HTC

Самая последняя разработка компании Шнайдер — это поляризационный светофильтр B+W XS-PRO HTC. Фильтр имеет «светлую» поляризационную плёнку, которая позволяет снимать на более короткой выдержке, нежели с обычным поляризатором и имеет тонкую оправу (на самом деле , которых видел и измерял микрометром). Тонкая оправа актуальна для широкоугольных объективов. Стандартная оправа B+W F-Pro позволяет использовать объективы на полнокадровой камере с фокусным не менее 24 мм. Это касается всех других производителей тоже и у многих стандартная оправа существенно толще (например, у Маруми). Тонкая оправа B+W XS-PRO позволяет использовать светофильтр на широкоугольных объективах до 17 мм фокусного расстояния на полнокадровой камере.

«тёмный» XS-PRO KSM

B+W XS-PRO KSM еще встречается в продаже и это очень качественный поляризационный светофильтр, но отличается от B+W XS-PRO HTC тем что имеет более темную поляризационную пленку. В вечерних условиях это менее удобно. Всё остальное у него аналогично — толщина, покрытия и защитный слой. Так что если он в данный момент продаётся по очень хорошей цене, то стоит рассмотреть его. Если же бюджет не так ограничен, то берите B+W XS-PRO HTC и не сомневайтесь.

Внешний вид B+W XS-PRO KSM.

Крупно шрифт на B+W XS-PRO KSM, чтобы отличить от подделок, которых много на рынке.

Фильтры B+W XS-PRO HTC и B+W XS-PRO KSM отличаются тем, что имеют дополнительный «нано» (ругательное слово в нашей стране) 8-ой слой поверх «обычного» для B+W покрытия MRC. Технология закрепления стольких покрытий без влияния на цветовой баланс и светопропускание весьма сложная и доступна только таким супер-профессионалам как Schneider Kreuznach.

Schneider Kreuznach купила компанию Käsemann, которая являлась производителем одной из лучших поляризационных пленок для того, чтобы оставаться лидером в области оптических технологий.

Кроме всего прочего фильтры B+W имеют гидрофобное покрытие, которое обеспечивает собирание капель в шарики и скатывание их со стекла.

Суть технологии в том, что угол между поверхностью капли и стеклом становится возможен более 90 градусов, в отличие от обычный гидрофильных поверхностей, которые затруднительно чистить ибо им «нравится» вода.

слева: гидрофильная поверхность, справа: гидрофобная

Вот и пригодились мои снимки капель для иллюстрации статьи. Никогда наперед не знаешь, какое фото когда пригодится 🙂

гидрофобная поверхность

Эта информация про фильтры B+W звучит несколько пафосно и рекламно, но любой кто попробует и может позволить себе (чтобы судить непредвзято из разряда «виноград зелен») фильтры B+W поймет, что это именно те фильтры, к которым стоит стремиться.

Про латунную оправу фильтров, которую использует только B+W (прямо как в старых объективах) я уже и говорить устал. Да, это лучше. Гораздо меньше вероятности, что фильтр «прикипит» по резьбе к резьбе объектива. Если вдруг «прикипит», то используйте обычный пластиковый хомутик. Затягиваете его крепко вокруг фильтра и пассатижами за хвостики хомута отворачиваете.

Вообще фильтр в оправе из латуни гораздо приятнее и более гладкий. Латунь дороже, но обрабатывается намного лучше алюминия до гладкого состояния, алюминий по природе шероховатый материал и потому так много алюминиевых фильтров застревает на алюминиевых же оправах объектива. Также латунный фильтр более тяжелый, но это не существенно при таком малом весе и даже приятно 🙂 В конце концов мы не в космос летим, где каждый грамм на счету.

Ассортимент поляризаторов Hoya

— Pro1D (бюджетная серия в алюминивой оправе, с «темной» пленкой)
— Hoya Fusion (антистатика, «темная» пленка, алюминивая оправа),
— UV HRT (бюджетные фильтры, совмещение ультрафиолетового фильтра и поляризатора),
— TEC SLIM (бюджетные фильтры),
— Hoya Multi-Coated (HMC) («середнячки», бывает не очень хорошо стекло держится),
— Super Hoya Multi-Coated (Super HMC) (более не производятся, «темная пленка», тонкая оправа без внешней резьбы),
— Hoya HD (Hardened Glass) (закаленное стекло, «светлая» пленка, относительно тонкая оправа),
— Hoya HD Nano (Hardened Glass) (закаленное стекло особо высокой прочности, «светлая» пленка, относительно тонкая оправа).

Все фильтры производятся в Японии дружественной компанией Kenko-Tokina. Фильтры в алюминиевой оправе.Hoya / Kenko-Tokina один из двух крупнейших производителей фильтров в Японии. Второй это Marumi.
Также продаются фильтры Kenko, которые аналогичны в основном фильтрам Hoya, но сейчас компании разводят дальше свои бренды и потому они могут начать отличаться.
Стекло в фильтрах используется от компании Hoya, одного из крупнейших поставщиков стекла в мире.

Классификация светофильтров по принципу действия

Абсорбционные

(лат. absorbeo — поглощаю). Обладают спектральной избирательностью, обусловленной различным поглощением различных участков спектра электромагнитного излучения. Наиболее массовые фильтры. Производятся на основе окрашенных оптических стёкол или органических веществ (например, из желатины).

  • Стеклянные фильтры отличаются стабильностью характеристик, высокой устойчивостью к температурным и иным воздействиям.
  • Желатиновые фильтры, несмотря на большее разнообразие оптических характеристик, механически непрочны, быстро выцветают, и потому намного менее распространены, чем стеклянные.
  • Пластмассовые фильтры находят применение благодаря намного большей лёгкости окраски и разнообразия получаемых свойств по сравнению со стеклянными. Они долговечнее желатиновых.
  • Жидкостные светофильтры — сосуды со стеклянными стенками, заполненные растворами красителей. Используются редко, в основном в научных исследованиях, при наличии у используемого вещества уникальных характеристик.

Интерференционные

Основная статья: Интерференционный фильтр

Отражает одну и пропускает другую часть спектра падающего излучения, благодаря явлению многолучевой интерференции в тонких диэлектрических плёнках.

Отражательные

Действие отражательных фильтров основано на спектральной зависимости отражения непрозрачного материала. Преимуществом отражательного фильтра перед абсорбционными является единственность участвующей в оптической системе поверхности и отсутствии хроматических аберраций, вносимых преломляющими прозрачными средами.

Поляризационные

Основная статья: Поляризатор

Поляризационные фильтры для фотографии бывают двух типов: с круговой поляризацией и с линейной. Назначение у них одно: отделить или наоборот выделить участки, богатые отражённым поляризованным светом. Например, можно отсеять яркие блики волн на воде, снимая дно, или снять пейзаж за окном без своего отражения в самом окне.

Линейная поляризация (Linear polarization). Линейные фильтры выполняют одну очень простую функцию — они пропускают только свет с поляризацией в одной плоскости. Фильтр можно поворачивать, выбирая плоскость, с поляризацией в которой свет будет проходить. То есть, на выходе линейного фильтра всегда линейно поляризованный свет. Это очень простые и недорогие фильтры, они отлично подойдут к старым неавтофокусным камерам без автоматического замера экспозиции, для современных зеркальных камер они не подходят. Если в камере используется полупрозрачное зеркало, например для автоэкспозиции ли автофокуса, поляризованный свет «обманет» датчики, снимок будет испорчен.

Круговая поляризация (Circular polarization). Бытует ошибочное мнение, что фильтр с круговой поляризацией пропускает только свет, поляризованный по кругу. Однако, смысл кругового поляризационного фильтра в том, что из любой поляризации он делает круговую. Это означает, что такой фильтр подходит ко всем камерам, и старым в том числе, позволяет корректно определять экспозицию и не мешает автофокусу работать. При этом ненужные блики будут задержаны абсолютно так же, как в простом фильтре с линейной поляризацией. Фильтр с круговой поляризацией сложнее линейного, поэтому дороже. С внешней стороны стоит обычный линейный фильтр, а с внутренней приклеена четвертьволновая пластинка, которая позволяет линейную поляризацию превращать в круговую. Также следует отметить, что CPL-фильтр даёт «чистую» круговую поляризацию только при некоторой характерной длине волны (например для HOYA HRT 526 nm), при которой оптическая разность хода между необыкновенным и обыкновенным лучами в волновой пластинке составляет ровно четверть длины волны. Для всех других длин волн этот фильтр будет давать эллиптическую поляризацию.

Дисперсные

(от лат. dispersio — рассеяние) основаны на зависимости показателя преломления от длины волны. В сочетании с отражающими и/или интерфереционными фильтрами, а также растром часто служат для создания расщепляющих оптических систем — дихроических призм. Находят применение в современных мультимедийных проекторах, где являются основным инструментом разделения светового потока мощной лампы накаливания на три спектральных диапазона. Применяются в качестве эффектных фильтров для получения радужных изображений.

Маркировка светофильтров

Маркировка отечественных стеклянных светофильтров на оправах включает в себя: обозначение типа светофильтра (до 1974 года напрямую указывался сорт стекла), диаметр оправы или резьбы объектива, для которого предназначен светофильтр, и эмблему (товарный знак) завода-изготовителя.

Обозначение Назначение Цвет Марка стекла Кратность
Отечественное Экспортное при дневном освещении при освещении лампами накаливания
УФ-1x UV-1x Для уменьшения влияния ультрафиолетовых лучей на контраст получаемого изображжения при съёмках в горах или рано утром. бесцветный ЖС-10 1 1
ЖЗ-1,4x YG-1.4x Для приближения соотношения яркостей в чёрно-белом изображении к соотношению яркостей цветного объекта съёмки. светло-жёлто-зелёный ЖЗС-5 1,4 1,4
ЖЗ-2x YG-2x Дает аналогичный ЖЗ-1,4x, но более ярко выраженный эффект. жёлто-зелёный ЖЗС-9 2 2
Ж-1,4x Y-1.4x Для ослабления воздействия сине-голубых лучей на эмульсионный слой фотоплёнки. При съёмке голубого неба с облаками усиливает контраст. светло-жёлтый ЖС-12 1,4 1
Ж-2x Y-2x Поглощает сине-голубые лучи в большей степени, чем светофильтр Ж-1,4x. Голубое небо получается серым, средней плотности. Ослабляет влияние атмосферной дымки. жёлтый ЖС-17 2 1,4
О-2,8x O-2.8x Поглощает сине-зелёные и фиолетовые лучи. Голубое небо получается тёмно-серым. Повышает контраст изображения дальних планов, завуалированных атмосферной дымкой. оранжевый ОС-12 2,8 2
К-8x R-8x Поглощает синие, зелёные и фиолетовые лучи. Применяется при съёмках в целях уничтожения атмосферной дымки и для специальных эффектов, например, для съёмки днем «под ночь». красный КС-11 8 4
Г-1,4x B-1.4x Ослабляет оранжево-красные лучи. Позволяет уменьшать контраст изображения дальних планов с целью усиления эффекта воздушной перспективы. голубой СС-2 1,4 2
Н-4x N-4x Для уменьшения освещённости за объективом, когда уменьшить её с помощью диафрагмы невозможно или нежелательно. нейтрально-серый НC-8 4 4
ПФ-14x P-14x Для устранения бликов, гашения яркости фона и изменения контрастности различных объектов при фотографировании. (поляроид)   14 14

Кратность светофильтров, указанная в вышеприведенной таблице, определена для изопанхроматических фото- и киноматериалов.

Ссылки по теме:

Вопросы и ответы: Насадки на объективы.Вопросы и ответы: Цвет. Глава, посвященная светофильтрам.Статьи: Основной недостаток сенсоров современных цифровых камер.

BW F-PRO S03, BW F-PRO AUCM

B+W F-PRO S03

Линейка качественных и недорогих светофильтров B+W. У них нет последних разработок поляризационных плёнок Käsemann, которые позволяют сохранить абсолютную точность цветопередачи, но согласно моим тестам они и так показывают очень хорошие результаты. Фильтры относительно «тёмные». Рекомендуется брать только с мультипросветлением MRC.

B+W S03

B+W F-PRO AUCM

Целая линейка светофильтров в стандартной оправе. Все имеют плёнку Käsemann, которая даёт высокую точность цветопередачи при поляризации.

B+W F-Pro AUCM

Лучшие поляризационные фильтры

Лучшие поляризационные включают в себя по мнению производителей: B+W KSM Nano, Carl Zeiss T* POL filter, Marumi Super DHG CPL, Hoya Super HMC.

Чтобы не мучить тех, кто не любит долго читать начну сразу с самых лучших по многим тестам и моему долгому опыту использования — B+W.

Carl Zeiss T POL filter

Carl Zeiss T* POL filter

Неспроста я просил обратить внимание на место производство фильтров Marumi. Дело в том, что также как и современные объективы Carl Zeiss, фильтры Carl Zeiss производятся в Японии некоей сторонней фирмой.
В этом плане объективы и фильтры Carl Zeiss занимают некоторое особое место по причине того, что все разработки делает сам Zeiss, а производит свои изделия в Японии для удешевления себестоимости

Zeiss сменил стратегию бескомпромиссного качества во всем на стратегию оптическое качество и высокие технологии в облегченном корпусе. Светофильтры Carl Zeiss по внешнему виду сильно напоминают те же фильтры Marumi в плане тонкой оправы, конструкции и малого веса. Но если присмотреться, то видно, что они разные и сделаны в разных местах (в Японии по сути только две огромные компании по производству фильтров: Kenko-Tokina и Marumi, которые делают брендовые фильтры для всех остальных по спецзаказу).
У них даже цвет просветления разный, так что технологии изготовления (порядок нанесения просветляющих слоев и само просветление) отличаются.

Фильтр имеет фирменное просветление T*, которое говорит о высоком качестве. Здесь стоит вспомнить, что само просветление оптики в 1935г. было открыто специалистом Carl Zeiss.

Carl Zeiss POL-filter

Итак, что нам предлагает Carl Zeiss?

Высокое качество в алюминиевой оправе со стандартной «тёмной» поляризационной пленкой.

Из «светлых» на фото только B+W HTC и Hoya HD. «Светлые» поляризаторы увеличивают экспозицию примерно на 1-1.5 ступени, тогда как «темные» фильтры увеличивают экспозицию на 2-3 ступени.

При покупке B+W при сравнимой цене вы получаете больше бонусов. Цены все время меняются и сейчас как раз момент, когда они вполне сравнимы, а так фильтры Carl Zeiss стоят дороже и потому я обычно рекомендую B+W даже для объективов Carl Zeiss.

Carl Zeiss, в отличие от Marumi и многих других компаний:

1) приводит технические данные на свои фильтры
2) отвечает за свои слова, сколько бы его не проверяли. все-таки имидж компании для Carl Zeiss крайне важен.

Ниже ссылки на брошюры по фильтрам Carl Zeiss

К фильтру прилагается красивая и удобная коробка (на фото в вверху статьи) и брошюра.

брошюра прилагающаяся к фильтрам Carl Zeiss

Marumi или Zeiss?

Я бы выбрал Zeiss. Я хорошо знаю оба типа просветления, так как пользуюсь обоими брендами очень давно. Просветление Carl Zeiss T* намного превосходит просветление Marumi по царапиноустойчивости и возможности отчистить с него грязь.
И, как видите, мой фильтр Маруми уже принял неприличный вид. А вот объективы Carl Zeiss c покрытием T* отчищаются великолепно

Это немаловажно так как вся грязь, если её не отчистить — остается на фото! И потом в её удалить со снимка в Adobe Photoshop крайне сложно или невозможно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *