Объектив для фотоаппарата

ФАКТОР ТОЛЩИНЫ И ЦВЕТА ОТРАЖАЕМОГО ОТ ОБЪЕКТА СЪЁМКИ ЛУЧА СВЕТА

Теперь возьмем фактор №2 – «лечение» искажений луча света несколькими линзами. Казалось бы, чем больше линз в конструкции объектива, тем лучше. Однако сразу же сталкиваемся с трудностями, из которых самая очевидная — заметное увеличение массы объектива (и конечно же — заметное увеличение его стоимости, ведь чем больше линз, тем выше требования к их качеству).

Используются линзы разной толщины, разных форм, собирательные и рассеивающие, с разными химическими составами и напылением.

Разработчики сталкиваются с большими сложностями еще на стадии проектирования. Даже для определенного (фиксированного) фокусного расстояния, чтобы компенсировать искажения разных линз, нужно учесть кучу факторов (расстояние до объектов, углы попадания света, разные длины волн света). А если речь идет о зум-объективе, то такой просчет нужно сделать для ВСЕХ фокусных расстояний в диапазоне, чтобы на каждом значении ФР искажения одинаково эффективно устранялись. Соответственно, чем больше кратность объектива – тем задача невыполнимее.

Добавьте сюда, что качество и точность сборки объектива должны быть безукоризненными, иначе все расчеты пойдут насмарку. А чем больше составных частей – тем выше вероятность конструктивных ошибок. Собственно поэтому современные сложные объективы имеют не более 16 элементов в конструкции.

Объектив фотоаппарата. Свойства простых линз.

Главнейшей частью фотографического аппарата яв­ляется объектив, предназначенный для построения све­тового изображения, которое может быть запечатлено на светочувствительном слое пластинки, пленки или матрицы.

Безусловно,  хороший и качественный  объектив, а еще лучше, комплект объективов к фотоаппарату — это лучшие подарки для фотолюбителя и профессионала. Ведь далеко не секрет, что главнейшей частью фотографического аппарата яв­ляется именно объектив, предназначенный для построения све­тового изображения, которое может быть запечатлено на светочувствительном слое фотопластинки, пленки или цифровой матрицы.

Изображение снятого предмета должно обладать, как правило, неотъемлемым качеством — максимальной резкостью на всей поверхности снимка. Необходимая резкость изображения зависит, главным образом, от качества применяемого для съемки объектива. Этому требованию удовлетворяет современный фото­графический объектив, прошедший долгий и сложный путь развития от простого увеличительного стекла до со­вершенного объектива, называемого анастигматом. Объектив-анастигмат представляет собой сложную комбинацию нескольких (от трех до шести, а в  современных объективах до восьми и даже более того) математически рассчитанных и специально изготовленных и обработан­ных стекол (линз), образующих собирательную оптическую систему, заключенную в общую оправу. Существует множество разных конструкций более совершенных и весьма простых объективов. Изображение любого предмета можно получить и с помощью обыкно­венного увеличительного стекла. Однако такое изображение, помимо недостаточной резкости, имеет ряд других существенных недостатков, препятствующих применению простой линзы (кроме специального назначения) в качестве фотографического объектива.

(Постовой — профессиональная фотосессия беременности)

СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ЛИНЗ

Линзой называется прозрачное стекло, ограниченное одной или двумя сферическими (шаровыми) выпуклыми или вогнутыми поверхностями. В зависимости от действия на световые лучи линзы бывают положительные, или собирательные, и отрица­тельные, или рассеивающие.  Собирательные линзы по своей фор­ме имеют утолщения к середине. Линзы этой группы отличаются свойством собирать в одну точку падающие на них параллельные (солнечные) или расходящиеся из светящейся точки (лампы) лучи. Рассеивающие линзы, наоборот, к середине тоньше, чем у краев. Эти линзы не собирают лучи, а рассеивают их в разные стороны. Более ясное представление о действии собирательных и рассеивающих линз можно получить из такого опыта. Поместим перед листом бумаги на определенном рассто­янии увеличительное стекло, т. е. собирательную линзу, на которую направим прямые солнечные, лучи. На бума­ге мы увидим яркое пятнышко, которое и является изо­бражением солнца. Следовательно, собирательная линза обладает спо­собностью преломлять прошедшие через нее лучи света и собирать их по другую сторону стекла в одну точку, называемую фокусом линзы. Линия, проходящая через центр линзы перпендикулярно к ней, называется главной оптической осью. Если луч от какой-нибудь светящейся точки пройдет через линзу объектива в фотографическом аппарате, то на матовом стекле, помещенном в фокусе, т. е. в точке пересечения лучей, получится изображение этой светя­щейся точки.

Как же получается в фотоаппарате изображение все­го предмета? Любой предмет освещенный каким-нибудь источником света, всеми точками своей поверхности отражает по всем направлениям бесчисленное ко­личество лучей, часть которых про­ходит через объектив фотографи­ческого аппарата и дает на плоско­сти матового стекла изображение этого предмета . Если такой же опыт проделать с рассеивающей линзой, то никакого изображения на бумаге не получим, так как в этом случае выходящие из линзы лучи не пересекаются между собой, а рассеиваются во все сторо­ны. Таким образом, рассеивающие линзы не способны самостоятельно давать изображение. В объективах они применяются исключительно в комбинации с собирательными линзами.

На рисунке: Прошедшие через собирательную линзу солнечные лучи собираются позади линзы в одной точке, называемой фокусом линзы.

ФАКТОР ДИАМЕТРА РАБОЧЕЙ ЧАСТИ ЛИНЗЫ

С первым фактором, уменьшением пучка света, на первый взгляд все просто. «Уменьшителем» подаваемого в фотоаппарат света выступает диафрагма. Чем сильнее мы ее закрываем – тем лучше картинка, тем меньше искажений. Именно по этой причине, производители искусственно сужают максимально возможное открытие диафрагмы до значений, при которых аберрации будут приемлемыми.

И казалось бы – давайте закроем ее и решим проблему, но тут не все так однозначно. Во-первых, значение диафрагмы непосредственно влияет на экспозицию и ГРИП, а это основополагающие вещи в фотографии. Во-вторых, при слишком сильном закрытии диафрагмы, вступает в силу другая проблема – дифракция. Она напрямую связана с физико-химическими особенностями стекол, применяемых в линзах.

Упрощенно говоря, дифракция – это разрешающая способность оптики. При слишком сильном уменьшении проходящего через линзу света, он заметно приломляется – объекты становятся просто неразличимы – оптика не может их «увидеть», превращая изображение в «кашу». На графике ниже видно как закрытие диафрагмы влияет на искажения — чем шире открыта диафрагма, тем больше искажений и практически отсутствует дифракция, чем сильнее закрыта диафрагма — тем меньше искажений и хуже обстоят дела с дифракцией.

ФАКТОР БЛИЗОСТИ ОБЪЕКТА СЪЁМКИ К ОПТИЧЕСКОЙ ОСИ ОБЪЕКТИВА

Побороть третий фактор легко только при использовании кропнутых матриц: часть изображения по краям (где больше искажений) будет просто обрезаться и не отображаться на матрице. Именно поэтому изготовление объективов для камер с неполными матрицами обычно дешевле, так как площадь проецируемого изображения для них меньше. Однако у таких матриц возникает кроп-фактор, а как следствие и ЭФР. Соответственно, о сверхшироком угле можно забыть. Кроме того, маленькие матрицы гораздо более шумные и обладают значительно меньшим динамическим диапазоном. Как вариант – можно производить объективы с бОльшим диаметром, но это значительно увеличит габариты, вес, а главное – стоимость оптики.

Поэтому, еще раз повторим главную мысль, которую стараемся донести: производство объективов — это всегда компромисс. В том числе — между качеством, ценой и размерами / весом. В особенности это касается зум-объективов. Ну нет в природе «дешевого светосильного и сверх-широкоугольного суперзума». Так что если вы обдумываете расширение своего парка оптики, стоит для начала определиться, что планируете фотографировать. И исходя из этого подбирать объектив.

Приведем краткую констатацию фактов, касающихся производимых объективов:

  1. Не бывает очень светосильных зум-объективов. Максимальная светосила самого светлого зум-объектива максимум f/2,8 (тут есть одно исключение — Sigma 18-35mm F1.8 DC HSM, но это не полнокадровый объектив).
  2. Самые светосильные (с диафрагмой f/2,8) объективы никогда не бывают супер-зумами. Кратность зума у них не более 3х.
  3. Чем больше кратность зума у зум-объектива, тем ниже светосила и хуже качество изображения.
  4. Чем шире углы обзора объектива и чем больше фокусное расстояние, тем сложнее сделать светосильный объектив. Соответственно, самые дальнофокусные объективы, как и сверхширокоугольные – не бывают очень светосильными.
  5. По настоящему светосильными бывают только фикс-объективы. Самые светлые экземпляры могут доходить до значений — f/0,95.
  6. При всех прочих равных характеристиках (фокусное расстояние, примененные технологии) – более светосильные объективы всегда значительно тяжелее, больше и дороже.
  7. При прочих равных характеристиках, объективы для НЕПОЛНОКАДРОВЫХ фотокамер будут легче и дешевле своих ПОЛНОКАДРОВЫХ аналогов.
  8. Бюджетные объективы для полного кадра на кропнутых камерах могут давать очень неплохое изображение.
  9. Как правило, фикс объектив будет давать более четкую и резкую картинку, чем зум объектив на таком же фокусном расстоянии. Это не абсолютное утверждение, но если сравнивать результаты, полученные у двух объективов примерно из одного ценового диапазона, то скорее всего фикс-объектив будет «интереснее».
  10. Все вышенаписанное не касается специализированных объективов, обладающих какими-то уникальными функциями. Цена на них формируется другими критериями.

Однако не все так сложно: как показывает практика, в повседневной жизни вам вряд ли часто будут нужны сверхширокоугольные объективы или телезумы, а используемые фокусные расстояния будут редко выходить за рамки 24-135 мм, что облегчает выбор оптики.

P.S: Все десять вышеуказанных пунктов касаются, скажем так, «просто фототехники». Но, как обычно есть нишевые премиальные изделия, цена на которые не поддается обычной логике. К ним можно отнести большинство объективов Carl Zeiss, Leica и Voitlander. Зачастую они не автофокусные и не всегда обладают самой выдающейся светосилой, но при этом весьма внушительной ценой (обычно в разы превышающей свои аналоги от других производителей). При этом подобная оптика далеко не всегда «бритвенно резкая», здесь не это главное и не за это она цениться. Тот, кто покупает такую оптику, обычно очень хорошо понимает зачем она нужна и что ей фотографировать. Цена в данном случае формируется иррационально, но фотография – это не точная наука и в ней не все должно поддаваться математическим расчетам.

Продолжение следует…

Устройство объектива фотоаппарата и органы управления.

Разберемся с тем, какие детали и органы управления расположены на объективе и зачем они нужны.

Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor

  1. Байонетное крепление. При помощи него объектив устанавливается на фотоаппарат.

  2. Название объектива. Чуть ниже мы научимся расшифровывать все обозначения, используемые в названиях объективов Nikon.

  3. Переключатель между автоматической (A) и ручной (M) фокусировкой объектива.

  4. Включение и выключение оптического стабилизатора (VR — Vibration Reduction) объектива. Имеется только на объективах, оснащенных этим самым стабилизатором.

  5. Кольцо фокусировки. Необходимо для ручной фокусировки объектива.

  6. Шкала выбранного фокусного расстояния. Есть на большинстве зум-объективов, за исключением самых простых. На объективах с постоянным фокусным расстоянием тоже отсутствует за ненадобностью.

  7. Кольцо зумирования. Имеется только у зум-объективов. Необходимо для смены фокусных расстояний объектива (а вместе с этим и угла обзора объектива).

  8. Крепление для бленды. Бленда — это своеобразный “козырёк”, защищающий его переднюю линзу от бликов, которые могут возникнуть при съемке на ярком солнце. Помимо этого, бленда может выполнять защитную функцию, делая переднюю линзу объектива более труднодоступной для пальцев рук и защищая ее от физических повреждений при падении объектива.

  9. Резьба для установки светофильтров на объектив. Каждый объектив имеет определенный диаметр резьбы. Измеряется этот диаметр в миллиметрах: 52 мм, 67 мм, 72 мм, 77 мм. Под каждый диаметр резьбы выпускаются специальные светофильтры. Самый распространенный светофильтр — защитный. Его функция — защищать переднюю линзу объектива от механических повреждений. Светофильтрам будет посвящен отдельный урок, ведь это весьма обширная тема. Как узнать диаметр резьбы под светофильтр вашего объектива? Обычно он написан рядом с его передней линзой. Если же вдруг там он не написан, всегда можно найти характеристики объектива в интернете или инструкции к нему. Помимо этого, можно посмотреть на обратную сторону крышки от объектива. На них часто указан диаметр.

10.Шкала дистанции фокусировки. Есть не на всех объективах. Помогает понять, на какую дистанцию сейчас сфокусирован объектив. Особенно полезна при предметной, пейзажной фотосъемке.

Архив записей

  • 2015 (10)

  • 2014 (4)

  • 2013 (8)

  • 2012 (41)

  • 2011 (8)

  • 2010 (3)

  • Как подготовиться к фотосессии
  • Фотосъемка в студии. Советы начинающим
  • Как фотографировать свадьбу
  • Как показать драматизм на фотографии?
  • Как сфотографировать воду
  • Как подготовить цифровые фотографии к печати
  • Как выбрать штатив для фотокамеры
  • Сокращения в фотоаппаратах и фототермины
  • Как выбрать антипарковочный барьер

Cветофильтры в современной фотографии

Памятка начинающему фотографу

10 ошибок при съемке портрета

Учимся снимать Таймлапс (Time-Lapse)

Нужен ли вам полный кадр?

  • Видеокурсы по фотографии
  • Бесплатный видеокурс по Lightroom 4
  • Запись конференции \»Как фотографировать летом?\»
  • Основы обрезки фотографий
  • Типичные ошибки фотолюбителей
  • Бокэ — творческий подход к фотографии

Нарушаем правила фотографии

  • Оптические дефекты изображения
  • Фотосъемка на морозе
  • Как правильно составить договор с моделью
  • Где искать модель
  • 21 поза для фотосъёмки девушек
  • Куда уходит резкость?
  • Фотографируем краски осени

Фотосъемка в экстремальных условиях

Что означают цифры на объективах фотоаппаратов

Как избежать стандартных ошибок

  • Основные авторские права фотографа
  • Как фотографировать «от бедра»
  • Техника фотографирования летнего пейзажа
  • Фотосъемка при естественном освещении
  • Контровой свет в пейзажной фотографии
  • Как фотографировать радугу
  • Снимаем звездное небо
  • Режимы замера экспозиции
  • Уход за оптикой фотокамер
  • Фотостоки: максимальный доход
  • Как фотографировать фейерверки
  • Как фотографировать луну?
  • Основные типы объективов
  • Что необходимо знать фотолюбителю?
  • Фотошоп или Lightroom?
  • Чистка матрицы от А до Я
  • Съемка в «режиме» и ночью
  • Средства передачи глубины пространства
  • Как фотографировать встроенной вспышкой
  • Виртуальный фотоаппарат
  • Размер фото для печати
  • Шумы цифровых камер
  • Цитаты известных деятелей искусства
  • Настройка баланса белого
  • Съемка портрета
  • Как фотографировать зимой (снег, иней, туман)
  • Фотографируйте детей, играючи!
  • Сюжетные программы съемки
  • Советы по композиции в фотографии
  • Большой словарь фототерминов (эксклюзив)
  • История фотографии. Как все начиналось…
  • Макросъемка
  • В поисках нейтрали
  • Алгоритм выбора нового фотоаппарата
  • Как правильно держать фотоаппарат?
  • Жанры и виды фотографии
  • Терминология цифрового фото
  • Создадим свою планету
  • Десять советов начинающему фотографу
  • Правила съема. Где это можно делать…
  • Ликбез: как работает цифровая камера
  • Как снимать на улице

Варианты объективов

Подобрать объектив для фотоаппарата известной марки не составляет труда – их достаточно много, чтобы найти подходящий. Цены, разумеется, разные, и чем качественнее оптика, тем дороже. В цену также включается плата за бренд. Помимо различий в фирме, объективы бывают разных типов, в зависимости от своего назначения. По критерию фокусного расстояния они подразделяются на:

  • Штатные. Это вариант нормального объектива, весьма распространенного, особенно в портретной съемке. Его фокусное расстояние примерно 50 мм (или 40-60) дает изображение, приближенное к обычному визуальному восприятию окружающего мира человеком. Искажения минимальны.
  • Длиннофокусные. От 60 до 300 мм. Благодаря такой характеристике можно снимать удаленные объекты, правда, при этом угол обзора будет довольно узким, то есть охватить всю картину не получится. Объективы прекрасно передают пропорции объектов, минус – отсутствие многоплановости и глубины, предметы будто накладываются друг на друга.
  • Сверх длиннофокусные. Их еще называют телевиками. Фокусное расстояние более 300 мм. Они идеально подходят для репортажей, съемки спорта. Недостаток всей оптики со сверх длинным фокусом – это их масштабность, то есть большие физические размеры и поэтому неудобство в переноске, а также высокая вероятность появления нечеткости на фото из-за проблем с вибрацией.
  • Широкоугольные: угол обзора максимальный, хороший масштаб, поэтому ими любят снимать пейзажи. А вот форма объектов сильно страдает при фотосъемке. Частое искажение картинки проявляется в изогнутых на фотографии линиях, которые на самом деле должны быть прямыми.
    Широкоугольные: от 24 мм до 35 мм;Умерено широкоугольные имеют расстояние менее 21 мм;Сверх широкоугольный менее 14 мм. “Рыбий глаз” — 8 мм и углом обзора более 180 градусов.

Объективы с зумом часто называют универсальными, и понятно почему: и съемка дальнего объекта, и широкий охват пейзажа будут вам доступны.

Такой очень полезен для репортажа, когда хочется сфотографировать и крупный, и общий план, и ситуаций, когда персонажи активно перемещаются. Например, подбирая объектив на Canon 1100d, можно встретить вариант Canon EF-S 55-250 мм, F/4.0-5.6; 70-200 мм F/4L USM и т.д. Перечисленные относят к zoom-объективам и включают возможность съемки и портрета человека, рядом находящегося, и удаленные виды.

Такая оптика хороша не только для новичков, но и для профессионалов, ведь дает свободу для экспериментов. Именно такую оптику я взял для своей первой камеры Никон D3100 и был ею вполне доволен: мой объектив 18-105 мм был одновременно и широкоугольным, и длиннофокусным.

Если вы хотите узнать более подробно про объективы, основу фотографии, правильную экспозицию, настройку зеркальной фотокамеры и многое другое, тогда вам в помощь курс «Моя первая ЗЕРКАЛКА». Очень понятный и качественный видеокурс с множеством практических примеров.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев зеркальной фотокамеры CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев зеркальной фотокамеры NIKON.

На этой ноте, я говорю до свидания, пока! Не пропускайте новые статьи, а для этого регулярно посещайте мой блог и подписывайтесь. Делитесь с друзьями и комментируйте. Удачи во всех начинаниях!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Характеристики объективов к зеркальным фотоаппаратам

При небольшой общей классификации, вопрос, как выбрать объектив, непростой. Покупать лучшие объективы для зеркальных фотоаппаратов бывает нецелесообразно – если сам аппарат у вас бюджетный, высококлассная линза просто не сможет показать себя

На что же стоит обращать внимание при выборе объектива?

  1. Фокусное расстояние — это одна из основных характеристик, которая определяет, насколько объектив приближает или отдаляет предмет съемки. Есть также объективы с фиксированным фокусным расстоянием, используемые для фотографирования портретов.
  2. Светосила. Этот параметр определяет, какое количество света должно попасть на матрицу фотоаппарата. Значение светосилы определяется максимальным размером отверстия объектива, пропускающего свет через линзы. Светосильные объективы дают более четкое и резкое изображение, позволяют снимать с минимальным уровнем шумов и небольшой выдержкой, что предотвращает смазывание кадра.
  3. Стабилизатор изображения. Большинство современных объективов оснащены такой функцией, благодаря чему кадр не смазывается вследствие дрожания рук фотографа. Особенно важна эта функция для объективов с большим фокусным расстоянием.

Как выбрать фокусное расстояние объектива?

Перед тем, как выбрать объектив для фотоаппарата, поговорим о самом фотоаппарате. Главный параметр «зеркалки», по которому мы определяем, профессиональная это техника или любительского уровня – это размер матрицы. В профессиональных фотоаппаратах полноразмерные матрицы Full Frame , в полупрофессиональных и ниже размер матрицы уменьшен, этот момент называется «кроп-фактор».

Перед тем, как выбрать нужный объектив, важно учесть, что объектив захватывает полную картинку, но вся она попадет на матрицу, или же только ее часть, зависит от размера. Получается, что на кроп-матрицах часть изображения обрезается, а сама картинка больше увеличивается, чем на полнокадровых

Поэтому, если мы выбираем портретный объектив, для Full Frame можно взять 50 мм, для кроп – не менее 35 мм.

Выбирая широкоугольный объектив, важно учесть размер матрицы. Для полнокадрового зеркального фотоаппарата сверхширокоугольный объектив («рыбий глаз») должен иметь фокусное расстояние от 7-8 мм до 24, обычный широкоугольный – от 24 до 35 мм

Если же мы имеем дело с кроп-фактором, расстояние следует увеличить в 1,6 раз.

Производство объективов

Производство объективов — высокотехнологичная область, оно требует значительных исследований, сложной аппаратуры для обработки стекла, комплекса научно-технических исследований в области расчёта формы линз, нанесения просветляющих покрытий и др.

Распространённые марки объективов

Многие объективы имеют собственные имена, присвоенные им фирмой-разработчиком.

  • Волна
  • Гелиос
  • Зенитар
  • ЗМ
  • Зоннар
  • Индустар
  • Калейнар
  • Мир
  • МТО
  • Ноктилюкс
  • Ортагоз
  • Роденштокк (Rodenstock GmbH — немецкий производитель высококачественной оптики, в том числе для крупноформатных камер и проекционной оптики для фотоувеличителей)
  • Пеленг
  • Рубинар
  • Руссар
  • Таир
  • Тессар
  • Эльмарит
  • Эра
  • Юпитер

Производители объективов

  • Angenieux
  • Canon
  • Carl Zeiss (один из старейших легендарных производителей высококачественной оптики)
  • Fujinon
  • Leica (легендарный производитель оптики)
  • Minolta (производитель оптики с байонетом Minolta AF/Minolta MD/MC/SR и др. Фотоподразделение впоследствии поглощено первоначально Konica Minolta, а затем Sony).
  • Nikkor (торговая марка Nikon Corporation)
  • Pentax
  • Samyang
  • Sigma (производитель сменной оптики под различные системы)
  • Sony (производитель сменной оптики с байонетами α-mount и E-mount. Байонет α-mount является полностью совместимым с байонетом Minolta AF)
  • Schneider Kreuznach
  • Takumar
  • Tamron (производитель сменной оптики под различные системы)
  • Tokina (производитель сменной оптики под различные системы)
  • Voigtländer
  • Zuiko Digital (торговая марка Olympus)
  • ЛЗОС — ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла»
  • ЛОМО (объективы микроскопов и телескопов)
  • Юпитер (Валдай)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *