Делаем гончарный круг своими руками

Инструкция по изготовлению гончарного круга

Как изготовить гончарный станок своими руками, мы расскажем на примере машины активаторного типа. Подойдет стиралка «Малютка».

Поскольку крутящийся элемент в ней расположен горизонтально, то вам понадобится только немного доработать конструкцию, установив диск.

Что понадобится для работы

Комплектующие и детали:

  • стиральная машина;
  • кусок фанеры;
  • яхтный или водостойкий лак, краска, уайт-спирт;
  • пластиковая баночка (например, из-под лекарств);
  • выключатель;
  • рабочее колесо;
  • изолента;
  • болты с гайками.

Инструменты:

  • саморезы;
  • линейка;
  • ножовка по металлу;
  • фломастер;
  • нож;
  • паяльник;
  • отвертки и ключи.

Пошаговое выполнение работ

Как самому сделать гончарный круг в домашних условиях? Для этого нужно разобрать стиральную машину. Действуйте последовательно:

  1. Переверните стиралку и открутите болты по периметру, которые соединяют две ее части.
  2. Снимите таймер, отсоединив провода.
  3. Снимите приводной ремень со шкива.
  4. Снимите шкив, открутив болт в центре, который его удерживает.
  5. Чтобы убрать ребристый диск, нужно открутить пластиковую гайку.

Теперь нужно изготовить самодельное рабочее колесо. Поскольку между валом и гончарным кругом нет колеса, его выполняют своими руками или заказывают у токаря – для этого измерьте размеры вала. Можно заранее подготовить чертеж готовой конструкции:

В дальнейшем готовое колесо нужно зачистить от загрязнений и покрасить.

Подготовьте корпус

Из куска влагостойкой фанеры вырезается круг. Его можно также заказать у токаря вместе с колесом. Если вы будете самостоятельно изготавливать детали, проверьте их в сборке, должна быть точная центровка.

Когда круг готов, обработайте его пропиткой, смешав лак и уайт-спирт. Затем сверху нанесите слой водостойкого (яхтного) лака.

Сборка и устройство рабочего колеса

К гончарному кругу из фанеры прикрутите винтами рабочее колесо. Затем установите ось, закрепите ее на месте болтом.

После того, как вы надели конструкцию на вал, нужно позаботиться, чтобы к приводному механизму не поступала вода. Для этого используйте пластиковый пузырек: срежьте нижнюю часть баночки и расположите ее на валу, закрепив гайкой.

Работа с корпусом

Для удобства работы корпус машины нужно срезать. Пометьте фломастером место на 1-2 см выше рабочего колеса и обрежьте ножом или ножовкой по металлу. У вас должно остаться дно с активатором и небольшие борта.

Подключение мотора

В одной из статей мы подробно описывали процесс подключения двигателя стиральной машины. Чтобы выполнить правильное подключение, обязательно нужна электрическая схема мотора. По ней вы сможете определить:

  • какие провода ведут к таходатчику, который регулирует обороты мотора;
  • какие ведут к статору и ротору;
  • какие ведут в электрощеткам.

Выполнив подключение, вырежьте в корпусе отверстие для выключателя. Желательно, чтобы он был защищен от попадания влаги. Установив выключатель, подключите к нему питающий провод. Концы проводов можно скрепить хомутом и изолировать изолентой.

Теперь вы знаете, как устроен гончарный круг из стиральной машины. Можно смело приступать к работе и творить.

История развития гончарных кругов

Ручной гончарный круг

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга — лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках — стальные шарики).

Ножной механический круг

Ножной гончарный круг

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг жив и до сих пор. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался деготь.

с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент — ножной тормоз. Классическим современным воплощением этого типа круга является гончарный круг «PROFI-MAX». Большое преимущество подобных кругов — их высокая надёжность и долговечность, обусловленные применением асинхронного двигателя. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

с редуктором и ременной передачей.

В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу моторчика монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Резиновый ремень является связующим звеном между планшайбой и редуктором. Главный недостаток подобного электропривода — низкая надёжность коллекторных моторчиков и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор. Типичным представителем данного вида передачи является круг «ГОША».

Гончарный круг PROFI-MAX снят с производства

В продаже появилась новая модель гончарного круга PROFI-MAX-M

Гончарный круг PROFI-MAX -самая востребованная на рынке модель.В серийном производстве этот круг с 2004 года, и за это время были удалены все шероховатости конструкции.Это основная рабочая лошадка при обучении новичков в школах и учебных центрах.Он относительно прост по конструкции, надежен и неприхотлив, прощает многое неопытным рукам.Вместе с кругом поставляется весь тот необходимый минимум, который позволяет приступить к практическому изучению гончарного ремесла сразу, как только круг извлечен из транспортной тары. А именно: ящик-тумба (для удобной посадки за гончарным кругом), образец гончарной глины (вы сможете ощутить все те необходимые свойства, которые присущи только гончарной глине), учебный фильм на DVD (подробно показаны все этапы работы за гончарным кругом), струна с ручками (для срезания готового изделия с планшайбы), поролоновые губки (для смачивания глины при работе, снятия излишков шликера..), пластиковый тазик для воды.

Максимально облегченный вариант поставки круга.

/>

/>

Технические характеристики круга PROFI-MAX

Габаритные размеры.Размеры корыта, мм.:Длина — 600 мм.Ширина — 370 мм.Глубина — 45 мм.

Высота сменных ножек: 280 мм. Регулируется до 295..310 мм. Максимальная высота круга — от пола до верхней точки ограждения: 355…370 мм. Диаметр планшайбы: 200 мм. В планшайбе есть два отверстия под сменные штифты, на которые можно одевать фанерные планшайбы. Максимально возможный диаметр сменной планшайбы — 350 мм. При установке через специальную прокладку, диаметр сменных кружков может быть диаметром до 800 мм. Вес гончарного круга без упаковки и комплекта материалов — 49 кг. Вес круга в транспортной таре — 65 кг. Габаритный размер ящика: 600х600х800 мм.

На круге установлен общепромышленный асинхронный двигатель АИР-71В4 (напряжение 220/380в, 1500 оборотов, 0,75 кВт). Штатное включение «треугольником» на 220 в., (через конденсатор). При включении в 3-х фазную сеть используется 100-проц. мощность мотора, и станок может работать по 8..10 часов без перерыва. Рабочий ресурс мотора — около 10 000 час. (в нем нет изнашиваемых частей, как в коллекторных э/двигателях).

Двигатель изолирован от деталей корпуса и заземлен через сетевую вилку, что обеспечивает э/безопасность при работе.

Единственно изнашиваемая деталь круга PROFI-MAX — резиновый шкив на валу мотора. Обычно его хватает на два..три года интенсивной работы. Легко заменить шкив в сборе, или, просто заменить его резинку. При необходимости, можно заказать проточенный шкив в сборе.

Принцип работы фрикционного привода круга: при нажатии на педаль усилие передается через тросик и прижимает вращающийся резиновый шкив мотора к ободу маховика. Маховик сидит на одной оси с планшайбой. Обороты регулируются от 0 до 215 об./мин.

В комплект поставки входят:

— тара транспортная- круг гончарный- руководство пользователя- педаль изменения оборотов- пластиковый тазик- две поролоновые губки- струна с ручками- мягкий стек- учебный фильм на DVD (42 мин.).- образец гончарной глины (около 2,5 кг.).- комплект для сборки ящика-тумбы (описание, детали из фанеры, саморезы, ключ).

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ

 Сперва гончарные круги вращались при помощи рук, позднее — позднее изобрели пидальный привод.
Длительное время гончарный круг постепенно улучшался и изменялся. Проходя путь от тяжелого каменного к более простому, сделанному из дерева, с каждым разом повышая производительность.

Некоторые виды гончарных кругов использовали такую технологию гончарного производства, при которой задействовали к работе двух человек: гончар, крутящий изделия, и помощник, вращающий гончарный круг с помощью маховика. Некоторые гончары и в настоящее время, особенно в Северной Африке, используют гончарные круги, размещенные в отверстии, выдолбленном в полу. Во время работы гончар сидит на краю отверстия и ногой приводит в движение маховик.

В настоящее время применяются разные типы гончарных станков, как с ручным, так и с механическим приводом, используются педали, маховики или электричество.

Гончарный станок с приводом — маховиком имеет крепкую деревянную или металлическую станину, вмещающую тяжелый маховик, который приводится в движение ногой. Этот тип круга имеет вертикальную ось или стойку. Гончар сидит на слегка наклоненном сидении и держит левую ногу на перекладине, расположенной над маховиком, не дотрагиваясь до нее.

Маховик приводится в движение и начинается кручение, продолжающееся до тех пор, пока шлифовальный станок не начнет терять скорость. Сначала трудно одновременно приводить круг в движение педалью и крутить изделие, но с практикой процесс облегчается. Этим способом можно производить гончарную обработку изделий малых и средних размеров, но крупные детали обрабатывать труднее. Гончарный круг с электроприводом меньше и легче вышеописанного типа. Он работает при помощи электропривода, который может достигать скорости до 240 оборотов в минуту. Регулировка скорости вращения производится вручную или ногой. На таком круге могут быть обработаны изделия любого размера.

Большое преимущество электропривода состоит в том, что он позволяет гончару сосредоточиться на движении рук не беспокоясь о чем-нибудь еще, так что вся энергия направлена на обработку (кручение) изделия.

Вращение гончарного круга с помощью педали осуществляется нажимом одной ноги, так что нижняя часть туловища находится в постоянном движении, в то время как верхняя часть в процессе работы должна оставаться неподвижной. Этот вид гончарного круга редко используется в настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector