Усилитель звука своими руками строим и устанавливаем в авто
Содержание:
Основные и дополнительные возможности
При выборе автомобильного усилителя покупатель обязательно обращает внимание на выходную мощность. Существует несколько базовых методик, позволяющих согласовать параметры акустики и источника сигнала, а также обеспечить им нормальные режимы безаварийной работы
Ответственные производители приводят в паспортах своих усилителей реальные данные натурного тестирования. В отдельных случаях к устройству даже прилагается сертификат, где указывается серийный номер и марка прибора, при помощи которого проводилось испытание. После того, как рамки основного параметра, мощности, определены, стоит переходить к рассмотрению дополнительных возможностей усилителя.
Кроссоверы
Кроссоверы можно назвать качественными фильтрами частот. Они позволят отрегулировать диапазоны звука для низкочастотных, обычных динамиков, твиттеров. У хороших усилителей предлагается ручная регулировка частот среза. Есть и система умножения, позволяющая делать поканальное усиление и полностью избавиться от внешних кроссоверов. В моделях высшей категории предлагается возможность менять спад среза в дБ.
Bass Boost и другие
Grand Bass, Super Bass, Bast Boost означают одно. Усилитель способен отсекать полосу частот и отдельно обрабатывать сигнал в этом диапазоне. Это очень хорошо, если есть желание получить действительно сочные басы. Хорошие усилители позволяют регулировать полосу частот вручную, а также самостоятельно устанавливать степень подъема сигнала.
High Input
Наличие подобного входа на усилителе означает, что его можно подключить напрямую к выходу на колонки штатной магнитолы. Это не идеальный метод получения сигнала. На вход усилителя будут поступать все искажения и помехи, образованные не всегда качественным усилителем головного устройства. Но если нет другого варианта, High Level Input может стать крайне необходимой опцией.
Bridge
Аппарат, поддерживающий мостовую схему коммутации, способен подавать двойную мощность с пары выходов на одно устройство воспроизведения. Наличие опции Bridge указывается в документации к усилителю. Также на клеммах есть значок в виде скобочки. На четырех и более канальных устройствах можно определить, какие именно выходы поддерживают мостовое соединение.
Совет! Данная опция крайне полезна, если хочется использовать мощный саб и одновременно сэкономить на покупке усилителя.
Line Input
Данная опция есть практически у всех автомобильных усилителей. Это главный вход сигнала низкой мощности. Именно к нему нужно присоединять устройство воспроизведения для получения звука с минимальными искажениями.
Fader
Фейдером сегодня комплектуются практически все трех и более канальные усилители. Задача этого блока состоит в балансировке уровня сигнала между отдельными устройствами воспроизведения. При помощи фейдера легко настроить оптимальную для владельца звуковую картинку в салоне, сбалансировать передние и задние динамики, твиттеры.
Как сразу очертить сегмент приемлемых устройств
Сегодня на рынке огромное количество предложений автомобильных усилителей. Модели отличает множество параметров, в которых среднестатистический покупатель способен запутаться. Чтобы правильно выбрать усилитель мощности, следует продумать требования к своей звуковой системе. Что хочется получить, максимальную громкость или отличное качество звука?
Есть и другие параметры, которые нужно учитывать для подключения той или иной акустики. Первое, что стоит выбрать — качество звучания. Его достаточно просто определить по документации к модели. Сегодня вниманию потребителей предлагаются усилители нескольких основных категорий, с разной схемой управления открытием транзисторов.
- Категория А. Считается приемлемым выбором для аудиофилов. Усилитель работает с аналоговым сигналом, при этом показывается довольно слабый коэффициент полезного действия. Выходная мощность мала, однако качество звучания выше всяких похвал. Даже недорогой мини усилитель класса А покажет практически полное отсутствие искажений сигнала.
- Категория В. Такой усилитель работает с аналоговым аудио. Технология управления открытием транзисторов позволяет снизить токи покоя и достигать большего КПД и выходной мощности в сравнении с классом А. Однако при этом в жертву приносится качество сигнала. Искажения присутствуют, но для среднестатистического слушателя их нельзя назвать критичными или заметными.
- Категория АВ. Здесь используется гибридный принцип управления. Благодаря этому удается получить приемлемые КПД и мощность, низкий уровень искажений.
- Категория Н. Это самые распространенные системы. Они никогда не войдут в топ автомобильных усилителей, однако массово встречаются в головных устройствах, штатных магнитолах. Модели класса Н используют уже описанную выше систему кратковременного удвоения питающего напряжения для броска выходной мощности. Поэтому зачастую устанавливаются в схемах для сабвуфера активного типа.
- Категория D. Такие усилители называют цифровыми. На практике это не так. Сигнал просто преобразуется по технологии широтно-импульсной модуляции. Транзисторы работают в режиме ключа. Поэтому усилитель имеет максимально возможный КПД и выходную мощность. Одновременно уровень искажений сигнала большой даже для среднестатистического слушателя. Ограничен и верхний частотный диапазон. Аудиофила подобное качество звучания доведет до истерики.
Существуют и различные модификации отдельных категорий. Например, АВ+ предлагает смешанный тип открытия ключей с приближенной к классу А методикой управления транзисторами, хорошим качеством звука, приемлемым КПД. Есть и решения для аудиофилов. Усилитель Super A — это система, у которой транзисторы никогда не закрываются, даже в режиме покоя. При такой схеме управления нейтрализуются искажения малых уровней входного сигнала, исчезают нелинейности, возникающие в процессе открытия ключа.
Напряжение развенчиваем мифы
Если рассматривать среднестатистический усилитель для автомобильных колонок, его напряжение питания составляет стандартные 12В. Но в некоторых не до конца честных источниках информации можно встретить данные, что то или иное устройство работает с 24В. На практике это означает следующее:
- в схеме преобразования напряжения усилитель мощности имеет конденсатор;
- при поступлении малого входного сигнала система работает в штатном режиме;
- в моменты роста синусоиды аудио выше заданного значения, усилитель начинает дополнительно питаться от конденсатора;
- напряжение питание удваивается (24 вольта), что позволяет выдавать больше мощности на выходе.
Аналогичный процесс нужно учитывать, если хочется выбрать автомобильный усилитель с малой ценой и заявленными огромными цифрами выходных Ватт. Это означает, что устройство способно только на кратковременный бросок громкости. Постоянно выдавать мощность, указанную на рекламных наклейках, оно не может. Честные возможности, на которые способен компактный усилитель моноблок или другая модель, ограничиваются параметрами бортовой сети автомобиля.
Количество каналов
У каждого автомобилиста свои требования к аудиосистеме салона. Кому-то достаточно двух задних динамиков. Другие хотят окружить себя звуком со всех сторон. Нельзя забывать и о любителях мощного баса и максимальной громкости. Именно от таких желаний зависит, сколько каналов будет иметь усилитель в автомобиле.
2 канала
Двухканальный усилитель показывает максимальные объемы продаж. Это довольно простые устройства. К ним присоединяются две основные колонки, или 2-канальный усилитель используется в качестве источника сигнала для сабвуфера. Для этого нужна модель, поддерживающая мостовой режим коммутации для увеличения выходной мощности. Если параметры устройства позволяют напрямую подключить мощный саб, двухканальник может питать пару низкочастотников одновременно.
3 канала
Популярность такого решения у потребителей неуклонно падает. Общая схема подключения двух громкоговорителей и саба неэффективна. Система или не способна раскачать низкочастотный динамик, или заставляет покупать мощные колонки.
4 канала
Четырехканальный усилитель очень популярен как достаточно универсальное решение для салона автомобиля. К нему можно подключить 2 колонки и мощный сабвуфер, используя мостовую схему соединения двух выходов. 4 канальный усилитель способен оживить сразу два низкочастотника, что нравится любителям насыщенных басов.
Усилитель данного класса можно применять классически. В этом случае 4 канала используются для подключения колонок. Для питания саба покупается двухканальник, или низкочастотник не используется, насыщенные басы создаются широкополосными динамиками колонок.
5 каналов
5-канальный аппарат — это недорогая альтернатива для тех, кто хочет иметь в салоне четверку динамиков и саб, не покупая два усилителя. Система в формате одного устройства компактна. Однако установить сабвуфер с большой мощностью на пятиканальник не получится.
6-канальный усилитель не пользуется значимой популярностью. Его возможности просто избыточны. Единственная модель применения выглядит как подключение четырех колонок и саба по мостовой схеме. Однако 6-канальная модель при этом стоит ощутимо дороже, чем связка из четырех и двухканальных усилителей.