Что такое фокусное расстояние На что оно влияет
Содержание:
- Вариант 5 автоматический
- Бонус
- Устройство объектива фотоаппарата
- Другие характеристики объектива
- На что влияет фокусное расстояние
- Важные дополнительные сведения
- Применение разных типов объективов
- Байонет объектива
- Вариант 2 ручной
- Определение фокусного расстояния
- Стабилизация изображения
- Устройство и принцип работы объектива
- Как выглядит работа фазового автофокуса
- Эволюция датчиков
- Полезно будет знать такие важные моменты
- Зумы и фиксы
- Светосила объектива
- Задний фокус — объектив
Вариант 5 автоматический
Существует один единственный автоматический метод корректировки автофокуса (насколько мне известно). Называется эта программа Reikan Focal.
Reikan Focal
Суть работы программы в том, что она соединяется с фотокамерой через USB интерфейс компьютера с использованием штатных драйверов камеры (работает не со всеми камерами, ищите вашу камеру в списке совместимых). С использованием её стандартной мишени программа прогоняет камеру через все значения корректировки и ищет наиболее контрастный снимок из всех получившихся. Значение корректировки соответствуюшее этому снимку она и прописывает в фотокамеру. Да, вы не ослышались, программа сама прописывает значения корректировки в камеру.
Кроме того программа может:
— определять на какой диафрагме ваша связка объектив+камера дают самую резкую картинку.
— работать с мануальными объективами
— генерировать отчёты с образцами картинок на основе которых она сделала выводы
Достоинства
— быстрая калибровка объектива (1-2мин)
— абсолютная точность при использовании стандартной мишени, которую можно просто распечатать из самой программы
— куча полезных и интересных функций
— полностью автоматический режим
— генерация отчётов по которым можно убедиться, что программа реально работает и стало лучше, чем было
Недостатки
— программа совместима не со всеми камерами
— программа имеет свои баги. У меня не заработала в Windows XP, хотя было обещано, что это основная её ОС для работы. Заработала только в Windows 7. Иногда даёт сбой и «вылетает» с ошибкой.
— поддержка программы работает плохо. На меня просто «забили» когда я хотел-таки получить работающую под WinXP программу, как было обещано. Просто перестали отвечать.
— очень жесткая лицензия, которая ограничивает вас использовать программу только на одной своей камере. Вы не сможете откалибровать объектив другу, даже если очень захотите. Сможете только откалибровать его объектив _для своей_ камеры.
Мои впечатления от программы Reikan Focal
Если использовать под ОС на которой она нормально работает, как, например, Windows 7, то впечатления положительные. Объектив довольно быстро и без усилий настраивает под вашу камеру.
С теми камерами, которые поддерживаются программой вопрос с юстировкой отпадает навсегда. Больше никаких листочков со шкалами…
К слову сказать у меня осталась всего одна свободная лицензия на версию Reikan Focal Pro.
Цена: 1700 руб. Обращайтесь, если не хотите возиться со шкалами.
Бонус
Как легко определить, есть ли фронт-бэк фокус или его нет.
Ставите камеру на штатив, по LiveView с увеличением 10х наводите фокус на перпендкулярную оси объектива мишень. Выключаете LiveView. Внимательно смотрите на шкалу расстояний объектива и тихонько нажимаете наполовину на кнопку спуска. Если шкала расстояний дернулась в одну из сторон и там осталась — объектив перефокусировался и скорее всего фронт-бэк присутствует.
Если дернулась и вернулась туда же — все нормально, камера проверила нужно ли перефокусироваться и пришла к выводу, что не нужно. Это одна из логик работы.
Устройство объектива фотоаппарата
Телеобъектив
Самой важной частью фотоаппарата является его объектив: от правильности его подбора во многом зависит комфорт и точность работы самого фотографа. Каждый объектив, независимо от предназначения, имеет следующие элементы: линзы, металлическую оправу и диафрагму
Объектив фотоаппарата может состоять из одних только линз или из линз и сферических зеркал (зеркально-линзовые объективы). Линзы изготавливаются из разных сортов стекла и соединяются между собой металлической оправой. В любом случае объектив – это положительная, то есть собирающая оптическая система.Объектив современного фотоаппарата это довольно сложный и точный прибор – его качество определяется разрешающей способностью и четкостью создаваемого изображения. Фотообъективы различаются между собой по сложности изготовления: самые простые имеют до 3 линз, а приборы более высокого класса – 10-14 линз.
Любой объектив должен давать яркое и четкое изображение – для этого взаимное расположение линз должно быть очень точным (буквально до 0,001 мм). Столь высокая точность достигается креплением линз в металлической оправе: благодаря этому линзы находятся на одной оси на строго заданном расстоянии друг от друга.
Некоторые объективы позволяют менять взаимное положение групп линз – именно так фотограф может изменить фокусное расстояние объектива. Как правило, конструкция оправы объектива дает возможность автоматического или ручного управления диафрагмой (Апертурой). Если объектив имеет встроенный центральный затвор, тогда корпус этого затвора выполняет функцию и оправы объектива.
Если объектив жестко встроен в фотоаппарат, тогда его невозможно будет снять, не разбирая саму фотокамеру. В тех фотокамерах, которые предусматривают снятие объектива, последние крепятся к корпусу камеры с помощью одного из трех типов соединений: резьбового, байонетного или адаптерного.
Другие характеристики объектива
Минимальная дистанция фокусировки
Любой объектив имеет минимальную дистанцию фокусировки, ближе которой он сфокусироваться не сможет. Минимальная дистанция фокусировки может колебаться в зависимости от модели объектива от нескольких метров до нескольких сантиметров. Важный момент: минимальная дистанция фокусировки измеряется не от передней линзы объектива, а от плоскости, в которой находится матрица фотоаппарата (фокальной плоскости). На фотоаппарате есть даже специальная метка для ее обозначения:
Таким значком обозначается фокальная плоскость. Значок есть на каждом зеркальном фотоаппарате. Именно с этого места отсчитывается дистанция фокусировки.
Естественно, чем меньше минимальная дистанция фокусировки, тем более крупным планом получится снимать предметы. Объективы, предназначенные для макросъемки (то есть для съемки с большим масштабом) имеют очень короткую минимальную дистанцию фокусировки. Например минимальная дистанция фокусировки объектива Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G составляет всего 16,3 см. Если их отсчитывать от плоскости матрицы, учитывая длину самого объектива, получается что объектив может фокусироваться почти вплотную к объекту съемки.
Чем меньше минимальная дистанция фокусировки, тем более крупным планом мы сможем снимать
NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 320, F4.5, 1/160 с, 35.0 мм экв.
Как узнать минимальную дистанцию фокусировки вашего объектива? Ее всегда пишут в его характеристиках, которые легко найти в интернете. Помимо этого, ее часто пишут на фронтальной стороне объектива:
Эта надпись гласит, что объектив может фокусироваться на любой дистанции вплоть до 28 см
На что влияет фокусное расстояние
В основном, “ФР” влияет на «приближение» объекта съёмки. В целом, оно оказывает влияние на следующие параметры изображения:
- зона обзора;
- масштаб;
- глубина резкости.
Если снимать лес, с определённой дистанции, объективом с ФР 10 мм, то на фотографии получится сплошная стена деревьев. Тот же пейзаж, но снятый ФР 24 мм выделит отдельную группу, которая займет всё поле кадра. ФР в 125 выделит крупным планом одно дерево, а оптика с ещё большим ФР покажет крупно ветви и листья. Поэтому с увеличением ФР фотокамеры, предмет съёмки приближается, а второстепенные детали, которые не нужны при правильной компоновке, удаляются за границы кадра.
В соответствии с законами оптики, система линз не может одинаково резко показывать объекты, которые располагаются на разных расстояниях от фотокамеры. Фокус наводится на предмет, находящийся на определённой дистанции. Это означает, что все объекты, находящиеся на этом же расстоянии от фотоаппарата, в кадре будут резкими и в фокусе. Предметы, расположенные ближе или дальше будут иметь слегка расплывчатые контуры. ФР объектива фотоаппарата является одним из факторов, определяющих глубину пространства, которое на снимке получается резким и отчётливым.
Важные дополнительные сведения
Открою вам небольшой секрет. Указываемое значение для фокуса будет таковым только с полнокадровыми фотокамерами, то есть пленочными или цифровыми, эквивалентными 35 мм-вой пленке.
Но, тогда как определить фокусное расстояние, реальное расстояние для данного комплекта оптики и фотокамеры? Для неполнокадровых камер — с кроп-фактором матрици – будет иное фокусное расстояние.
Формула, вполне простая, способна помочь его рассчитать: F в миллиметрах (каждая величина его диапазона) умножается на константу для определенной марки фотоаппарата. Константой как раз и будет являться кроп-фактор, равный 1,6 для Canon и 1,5 для Nikon.
Приведу пример для наглядности. Допустим, у вас зум от Canon и на объективе есть цифры 18-200 что значит – у вас прекрасный универсальный объектив и большие возможности проведения разного типа съемок. А какой угол для кадра! Он идет от 100 градусов и сужается до 12.
Также ваша фотокамера сможет “увидеть”, что творится на самой верхушке большого дерева! Но сейчас речь о другом. Более подробнее про данный объектив вы можете прочитать в моей статье, объектив Canon EF-S 18-200mm f3.5-5.6 IS.
По факту, фокусное расстояние не соответствует 18 и 200, а равно 18*1,6=28,8 и 200*1,6=320. То есть оптическое устройство так и осталось широкоугольным и длиннофокусным, но с другими показателями.
Вот мы с вами и разобрали, что такое фокусное расстояние в фотоаппарате. Его значения для конкретного объектива указаны с внешней стороны на технике, поэтому вопроса “как определить его?” в принципе не может возникнуть.
Помните, F ни в коем случае нельзя путать с фактической дистанцией между фотографом, измеряемой в метрах, и снимаемым предметом (моделью), и более сложным термином — гиперфокальное расстояние.
Перед тем как завершить статью, хотелось задать вам один вопрос
Хотите ли вы делать хорошие фотографии на свою зеркальную фотокамеру? Хотите не просто ставить на автоматический режим, а реально контролировать весь процесс съемки? Если действительно хотите расти и развиваться как фотограф, тогда видеокурс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 или Моя первая ЗЕРКАЛКА, точно не оставит вас без внимание. Это то, что станет вашей путеводной звездой, в мир качественных фотографий
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для фанатов зеркальной камеры CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для фанатов зеркальной камеры NIKON.
И еще, берегите свой фотоаппарат, свои линзы и держите их в чистоте. Для этих целей, я пользуюсь карандашом и тряпочкой для чистки, которые не вытаскиваю из своего рюкзака с фотооборудованием. Такие покупал на Алиекспресс и вполне доволен результатом чистки.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Применение разных типов объективов
Для фотографа более важным является выбор оптики, а не фотокамеры. Профессиональные фотографы используют фотоаппараты, позволяющие использовать сменную оптику с разными фокусными расстояниями или вариообъектив с переменным ФР. При определении нужного ФР, фотограф может руководствоваться следующими факторами:
- сюжет съёмки;
- точка фотографирования;
- собственный творческий замысел.
Объектив с маленьким ФР в 3,8 мм обеспечивает захват зоны в 180*. Такая оптика предназначена только для специальной съёмки, так как сильно искажает перспективу. ФР в 14 мм обладают объективы с широким полем зрения. С их помощью можно получить интересные панорамные кадры. Тем не менее, прямые линии искривлены, особенно по краям кадра. Широкоугольная оптика с ФР 24 мм меньше искажает пространство и с её помощью можно снимать интерьер помещений и делать пейзажные снимки. Для портретной съёмки такой вариант не подойдёт.
Объективы фотоаппаратов с фиксированным фокусным расстоянием 35 и 50 мм относятся к самой распространённой категории. Оптика подходит для натурных фотографий на природе и для жанровой съёмки. Таким объективом хорошо снимать групповые портреты или работать в студии с разными интерьерами. Предметы, находящиеся по краям кадра не будут искажены. Поэтому эти варианты являются штатными для многих моделей фотокамер. Портретную съёмку лиц крупным планом, такими объективами делать не стоит, а для поясных портретов они вполне подходят. Фокусное расстояние 85 мм считается самым подходящим для выполнения портретов. Такая оптика позволяет фотографировать человека с дистанции 2-3 метра, что очень удобно и для модели и для фотографа
85 мм обеспечивают нужное размытие фона, что порой крайне важно при съёмке портретов. Такой объектив так же можно использовать для натурных съёмок в черте города и других интерьерах
Оптика с фокусным расстоянием 135 мм относится к телеобъективам. В помещении работать с ним неудобно, поэтому их чаще используют при натурных съёмках. С таким ФР можно снимать жанровые сценки, когда участники процесса не замечают, что их фотографируют. Телеобъектив на 200 мм позволяет заметно выделить объект, полностью изолировав его от заднего плана. На таком фокусе можно снимать спортивные зрелищные соревнования или обитателей дикой природы. Объективы с большим фокусным расстоянием обычно оборудуются стабилизатором, в противном случае снимки будут получаться смазанными (с “шевеленкой”). От “шевеленки” избавит съёмка со штатива, но не всегда есть возможность им воспользоваться, да и не всегда есть этот самый штатив. Камеры с 300 мм оптикой используются для съёмки сильно удалённых объектов. Ими снимают пуски ракет, испытания боевой техники в полевых условиях, летящие самолеты, для фотоохоты. В общем тогда, когда приближение к объекту съёмки опасно для фотографа или попросту невозможно.
Немаловажный параметр и минимальная дистанция до объекта, на которой камера сможет сфокусироваться. То есть, у каждой оптической системы есть то минимальное расстояние, ближе которого она не сможет навестись на резкость. Поэтому для съемки мелких объектов крупным планом выпускают макрообъективы, которые способны наводиться на резкость при минимальной дистанции от оптики до предмета съемки. Узнать какая минимальная дистанция фокусировки у вашей оптики можно в технической характеристике к ней. Так же, обычно данный параметр указывается на лицевой части самого объектива.
Байонет объектива
Байонет — это специальное крепление, отвечающее за установку объектива на фотоаппарат. Фотокамеры различных производителей имеют разные крепления-байонеты. Помимо самого механизма крепления, современные байонеты позволяют объективу и фотокамере обмениваться между собой данными. Для этого служат электронные контакты на байонете.
Зеркальные фотоаппараты Nikon имеют байонет Nikon F
Байонет фотоаппаратов Nikon 1 — Nikon CX
Осторожно: зеркало и матрица!
Сняв объектив с фотокамеры, вы обнаружите за ним зеркало (в случае с зеркальными аппаратами), матрицу, затвор фотоаппарата. Все эти детали очень нежные: прикасаться к ним не стоит, это грозит не гарантийным ремонтом фотокамеры. Старайтесь не держать фотоаппарат долго без объектива: в него может попасть пыль, грязь, влага. Всё это может осесть на матрице, и на снимках появятся черные пятнышки. Конечно ничего фатального не случится даже если пыль все-таки попадет внутрь. Современные фотокамеры имеют системы ультразвуковой очистки матрицы, а если такая система не справится, пыль с матрицы можно убрать в сервисном центре. Но всё это — лишние хлопоты, которых легко можно избежать. Производите смену объективов оперативно, не задерживаясь. Менять объектив на улице в непогоду (в дождь, снег, в пыли) не стоит. Если возникла такая необходимость, держите аппарат байонетом вниз, чтобы свести к минимуму возможность попадания внутрь пыли.
Фрагмент фотографии. Черные пятна — пыль на матрице.
Вариант 2 ручной
Есть такое простое устройство как Datacolor SpiderLensCal.
DataColor SpiderLensCal
У этого пластикового устройства есть несколько важных преимуществ, по сравнению с обычным листом А4, на котором распечатана линейка.
Достоинства
1. Вы фокусируетесь не на линейку, где камера может выбрать в качестве объекта фокусировки другой объект, а не тот, на который вы фокусируетесь. Ведь вы фокусируетесь под углом к линейке, а даже центральная точка фокусировки вовсе не точка, а скорее пятно.
В случае с Datacolor SpiderLensCal вы фокусируетесь на перпендикулярную оси объектива мишень, а смещение фокуса смотрите уже по наклонной линейке. Это намного более правильно и точно.
2. В пластиковом основании мишени есть пузырьковый уровень, который даёт возможность выровнять мишень по двум осям.
3. Мишень Datacolor SpiderLensCal пластиковая, а потому не мнется, как бумажный лист.
4. Мишень Datacolor SpiderLensCal складная. Может быть плоской для удобства переноски.
Недостатки
1. Мишень имеет маленький размер и подходит далеко не для всех объективов. В идеальном случае со всеми мишенями рекомендуется работать на расстоянии Фокусное объектива * 50. Но в данном случае мишень оказывается слишком маленькой и точная фокусировка затруднена. Потому её часто приходится использовать на более близком расстоянии.
2. Мишень Datacolor SpiderLensCal оснажена одним круглым пузырьковым уровнем. Точность его невысока. Я не очень понимаю, что помешало снабдить мишень двумя обычными пузырьковыми уровнями.
обычный пузырьковый уровень
3. Цена в 2500руб для такой мелкой пластиковой мишени кажется неоправданной. В конце концов это лишь вспомогательное устройство на котором никто деньги не зарабатывает из фотографов.
Методика работы Datacolor SpiderLensCal показана на видео…
Определение фокусного расстояния
Возьмите в руки лист бумаги и увеличительное стекло. Линзу расположите таким образом, чтобы свет электрической лампочки или солнца проецировался, проходя через стекло, на поверхность бумаги. Перемещая оптическую линзу, добейтесь того, чтобы на листе бумаги образовалось изображение световой точки с четкими очертаниями
Обратите свое внимание: при удалении или приближении линзы к поверхности бумаги, четкость светового пятна пропадает. Расстояние между линзой и листом бумаги при наиболее четком изображении и будет фокусным расстоянием, а процесс настройки данного светового пятна носит название фокусировки
Чем больше будет фокусное расстояние линзы, тем более крупное изображение она будет создавать.
Несмотря на тот факт, что реальный фотообъектив более сложен по конструкции, чем обыкновенная увеличительная лупа, понятие фокусного расстояния объектив в общих чертах имеет тот же смысл, как и для лупы в нашем практическом задании. Только вместо бумаги, как вы уже наверняка догадались, выступает светочувствительный элемент – электронный сенсор или пленка. Принято обозначать фокусное расстояние в миллиметрах. Масштаб изображения является прямо пропорциональным величин фокусного расстояния фотообъектива.
На практике же изменение масштаба фотокадра за счет смены фокусного расстояния фотографы используют, чтобы вести съемку в разных масштабах с одного места. Для этого используются либо зум-объективы, либо сменные объективы с разными фокусными расстояниями.
Еще одна известная закономерность: с увеличением фокусного расстояния, угол обзора объектива уменьшается. Данная зависимость наглядно продемонстрирована на снимке.
Стабилизация изображения
Стабилизация изображения – один из важнейших аспектов многих современных телефонных камер. Есть цифровая стабилизация изображения и оптическая. С системой оптической стабилизации фотокамера компенсирует движения рук и дрожь путём смещения элементов объектива в сторону, противоположную направлению движения, что приводит к более чётким изображениям.
Изображения из патентной заявки от Apple, в которой описывается метод для интеграции оптической стабилизации в миниатюрных камерах.
При съёмке с рук неизбежны мелкие движения, которые могут привести к смазанному снимку. Если вы установите телефон на устойчивую поверхность, такое беспокойство отпадёт. Но с мобильным телефоном большую часть времени вы снимаете с рук. Для того, чтобы получить чёткое изображение, придерживайтесь эмпирического правила выдержки, которое гласит: знаменатель выдержки должен быть не меньше числа, обозначающего фокусное расстояние в 35-милиметровом эквиваленте. То есть, чтобы получить резкое изображение при съёмке с 30-мм объективом (в эквив.), вам нужно установить скорость затвора на 1/30 сек.
Ещё можно использовать специальные устройства для стабилизации, как на изображениях выше.
При съёмке в условиях с недостаточным освещением приходится замедлять скорость затвора, в автоматическом режиме фотокамера самостоятельно переключается на низкую скорость затвора, чтобы компенсировать недостаток света. Поскольку затвор теперь открыт в течение более длительного времени, растёт вероятность эффекта «шевелёнки» в изображении.
Цифровая стабилизация работает иначе. Она использует настройки программного обеспечения в режиме реального времени, чтобы компенсировать движения. Фото или видео записываются с меньшей площадью матрицы, а свободная область используется, чтобы перемещать изображение и компенсировать любое движение. Для фотоснимков предпочтительнее оптическая стабилизация изображения, так как она эффективнее и не приводит к каким-либо изменениям в разрешении кадра. Оптическая стабилизация изображения также прекрасно работает и для видео, но и цифровая стабилизация способна творить чудеса и очень положительно влияет на конечный результат.
Эффективность оптической стабилизации измеряют в шагах (например, 5 шагов или иногда пишут 5 остановок). В спецификациях телефонов такая информация о встроенной фотокамере, как правило, отсутствует, но мы надеемся, что производители начнут её указывать, так как она помогает сравнить эффективность между двумя или более камерофонами.
Видео, демонстрирующее разницу между Samsung Galaxy S5 с цифровой стабилизацией и LG G2 с оптической стабилизацией изображения. Сравнение от PhotoArena:
Мы углублённо рассмотрели диафрагму, фокусное расстояние, размер датчика и стабилизацию изображения, теперь вы больше знаете, что означают эти спецификации. В следующих статьях разберёмся в других важных характеристиках.
18 ноября, 2014
Устройство и принцип работы объектива
Почему одной линзы недостаточно?
Основным назначением фотографического объектива является создание на светочувствительном элементе – сенсоре ЦФК или фотопленке – геометрически правильное, резкое изображение объектов фотосъемки по всему полю кадра. Современный фотообъектив – сложная оптическая система.
Производство фотообъектива требует очень высокой точности, поэтому большинство операций по производству деталей и сборке объективов на современных предприятиях осуществляется роботами. Из-за характерных для подобной линзы оптических недостатков, на краях изображения линзы будут изогнуты, а цвета же, как правило, тусклы и серы. Ввиду аберрации (оптического искажения) невозможно воспроизвести изображение, которое было бы ясно очерчено, при помощи одной линзы. Мы неоднократно об этом уже упоминали, однако, необходимо уделить данному явлению больше внимания.
Явление аберрации (от латинского aberration – отклонение) – это искажение изображения, вызываемое неидеальностью оптической системы. Проявляется оно в том, что картинка получается не вполне отчетливой, искажается по форме либо приобретает специфическую окраску.
Как выглядит работа фазового автофокуса
Лучи света попадая на полупрозрачное окошко на основном зеркале зеркальной фотокамеры, проникают внутрь и отражаясь от дополнительного зеркала, расположенного за основным, отражаются на систему датчика фазового автофокуса.
В системе каждого датчика (а в камерах Canon их 2шт, для светосилы F5.6 и F2.8) присутствуют две линзы, которые получают часть изображения с конкретного участка задней линзы объектива (с противоположных краев), соответствующего определенной диафрагме. Область эта ограничена их собственной диафрагмой, которая позволяет датчику работать.
Очевидно, что данная система тем точнее, чем больше угол на который «смотрит» датчик до определенного предела, при котором уже будет невозможно определить угол под которым свет попал на датчик.
Раньше все камеры использовали один датчик на диафрагму F5.6, что с одной стороны позволяло пользоваться автофокусом почти на всех объективах (так как мало объективов с меньшей светосилой), но в тоже время давало некоторые неточности в определении фокуса на открытых диафрагмах.
Насколько знаю, новатором стал Canon и сейчас, возможно, он остается единственным производителем фотокамер, использующим два датчика. Датчик настроенный на светосилу объектива F2.8 включается при установке объектива с соответствующей светосилой или более светосильного. По понятным причинам он не работает на менее светосильных объективах так как область на которую он «смотрит» оказывается элементарно закрыта.
запатентованная система фазового автофокуса
Расшифровка схемы
7 — оптическая система определения фокуса
8 — фоточувствительный сенсор
30 — задняя линза объектива
31 и 32 — участки задней линзы объектива на которые «смотрит» датчик автофокуса
70 — полупрозрачное окошко, через которое попадает свет на датчик
73 и 74 — пара диафрагм
75 — маска с диафрагмами
76 и 77 — пара фокусирующих линз
80 и 81 — участки фоточувствительного сенсора, получающие изображение
Теперь попробуйте самостоятельно навести фокус с помощью этого апплета, подвигав ползунки.
К сожалению, у Вас не установлен flash плеер.
Эволюция датчиков
Датчики не всегда были сложными и до сих пор эволюционируют. Скорее всего их совершенствование тормозит банальный маркетинг. Но современные датчики уже достаточно сложны и позволяют очень точно фокусироваться.
Чем же они отличаются друг от друга и от старых автофокусных датчиков?
Во-первых количеством светочувствительных элементов. Во-вторых типом этих элементов.
датчик автофокуса Canon 5D mark II
датчик автофокуса Canon 1D X
Количество светочувствительных элементов влияет на точность и скорость определения фокуса. Тип элементов (горизонтальные, вертикальные, диагональные) влияет на то, в каком направлении контраст будет определяться лучше. Так горизонтальные датчики соотвественно измеряют изменение контраста по горизонтали, а вертикальные по вертикали.
Соответственно крестообразные датчики получаются намного более чувствительны к изменению контраста изображения, так как могут измерять его изменение в обоих направлениях. Диагональные датчики, как на Canon 1D X это уже «высший пилотаж».
Кроме всего есть еще фактор при котором эти датчики работают. Так при различной светосиле объектива работают разные типы датчиков. У Canon целая идеология, какие датчики работают при F5.6 и темнее, а какие на светосильных объективах.
В продолжении вы узнаете, как настраивать автофокус, что можно делать, а что не стоит.
(продолжение на следующей странице)
Страниц: 1
Полезно будет знать такие важные моменты
— камера лучше всего фокусируется при «белом» свете. «Белый» свет это свет в яркий полдень, 5500К. При других источниках освещения (лампы накаливания, лампы дневного света) могут быть вполне закономерные небольшие промахи автофокуса.
— камера с разной точностью фокусируется на разных диафрагмах. Это в частности зависит от датчика автофокуса, который бывает в количестве 1шт или 2шт.
Варианты:
1) 1шт оптимизированная на работу для диафрагмы F2.8
2) 1шт оптимизированная на работу для диафрагмы F5.6
3) 2шт оптимизированные на работу для диафрагм F2.8 и F5.6
Соответственно для всех остальных значений диафрагмы они будут давать небольшую погрешность. Чем дальше от эталонного значения диафрагмы, тем погрешность больше. Лучше всего, когда рабочая диафрагма более прикрыта, нежели эталонная. Тогда ошибка компенсируется увеличением ГРИП.
Рекомендуется к прочтению статья Система автофокуса зеркальных и беззеркальных фотокамер
— правильное положение фокуса смещается в зависимости от прикрытия диафрагмы и называется focus-shifting.
В этом плане лучше использовать объективы с плавающим элементом, они будут фокусироваться точнее.Немного про эффект focus-shifting
Зумы и фиксы
Объективы делятся на две категории: с постоянным фокусным расстоянием и с переменным.
Объективы с переменным фокусным расстоянием, или зумы, хороши своей универсальностью. Меняя фокусное расстояние объектива, мы меняем и его угол обзора. Одним и тем же объективом мы можем снимать как общие планы, так и более удаленные объекты. Говоря простым языком, такие объективы умеют “приближать-отдалять”. Зумы из-за своей универсальности получили широкое распространение.
Примеры зум-объективов:
Nikon AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR — недорогой, но универсальный зум-объектив, который часто поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Так называемый “китовый” объектив.
Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED — профессиональный зум-объектив. Славится прекрасным качеством изображения и мощной, надежной конструкцией.
Но есть у них и недостатки. Часто в угоду универсальности приносится в жертву качество изображения. Светосила зумов тоже как правило невелика по сравнению с объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Фикс-объективы (дискретные объективы, фиксы) имеют постоянное, не изменяемое фокусное расстояние. А это значит, что они не могут менять угол обзора, не могут “приближать-отдалять”. Зато у них масса других плюсов. Главный из них — прекрасное качество изображения. Также фикс-объективы могут иметь очень высокую светосилу, недоступную для зумов: F1.4 и даже более.
Один из самых популярных фикс-объективов для зеркалок Nikon со светосилой F1.4: Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Для системы Nikon 1 был выпущен объектив со светосилой F1.2! Nikon 1 32mm f/1.2 Nikkor
Сверхсветосильный объектив F1.2 с ручной фокусировкой Nikon MF 50mm f/1.2 Nikkor
Светосила объектива
Значение максимально открытой диафрагмы объектива часто называют светосилой. К примеру, открытое значение диафрагмы объектива — F2.8. Стало быть, F2.8 — это светосила данного объектива.
Однако такое представление о светосиле сильно упрощено. Определение, представленное выше, относится к понятию максимального относительного отверстия объектива
При нем берутся во внимание лишь его геометрические параметры, но забывается о том, что часть света может теряться в толще стекла объектива (ни одно стекло не обладает абсолютной прозрачностью), часть отражается от поверхности линз. Поэтому может статься так, что два объектива с равным максимальным относительным отверстием будут пропускать разное количество света
Если максимальное относительное отверстие всегда указывается в характеристиках объектива, то о реальной светосиле объектива фотограф может лишь строить догадки и изучать ее на собственном опыте. Далее для простоты мы будем пользоваться упрощенным понятием о светосиле, ставя знак равенства между светосилой и понятием “максимальное относительное отверстие”.
“Светосилы много не бывает” — популярное выражение среди фотографов. В этом они правы: чем больше светосила объектива, тем проще будет снимать при недостаточном освещении. Объективы с высокой светосилой красиво размывают фон при портретной съемке. Светосила зачастую определяет класс и цену оптики. Объективы попроще имеют слабую светосилу (F3.5 — F5.6). Более продвинутые и дорогие модели имеют большую светосилу, объективы со светосилой F2.8 и больше часто называют светосильными.
Задний фокус — объектив
Задний фокус объектива совпадает с передним фокусом окуляра. Предмет ( например, звезда) бесконечно удален, поэтому лучи от его верхнего края А идут параллельным пучком, падая на объектив под некоторым углом а / 2 к главной оптической оси.
Задний фокус объектива 6 расположен в бесконечности.
Схемы линзовых телескопических систем. |
В телескопической системе задний фокус объектива совпадает с передним фокусом окуляра.
В данном случае задний фокус объектива не совпадает с передним фокусом окуляра. Окуляр приближен к объективу. Окончательное изображение 02F Sудаленного объекта должно совпадать со сферой дальней точки глаза, причем задняя главная точка ближе к глазу, чем передняя. Заднее фокусное расстояние этой системы — H BFB, а ее вершинное расстояние — S 2F B.
А — расстояние от заднего фокуса объектива До изображения ( которое определяет длину тубуса микроскопа), а /, — заднее фокусное расстояние объектива.
Метод темного поля в отраженном свете. 1 — препарат. 2 — объектив. з — впи-вонденсор. 4 — кольцевое зеркало.| Метод фа-вового контраста в про ходящем свете. 1 — апертур-ная диафрагма. |
Изображение ее получается в заднем фокусе объектива 4, где помещается прозрачная пластинка S с фазовым кольцом, размеры к-рого равны размерам изображения диафрагмы. Фазовое кольцо представляет собой вытравлен ную в пластинке канавку или нанесенную на нее тонкую пленку.
Расположение объектива и окуляра в зрительной трубе. задний фокус объектива / совпадает с передним фокусом окуляра F2. |
Если передний фокус окуляра совпадает с задним фокусом объектива, то при рассматривании удаленного предмета из окуляра выходят пучки параллельных лучей, что удобно для наблюдения нормальным глазом в спокойном состоянии ( без аккомодации) ( ср. Но если зрение наблюдателя несколько отличается от нормального, то окуляр передвигают, устанавливая его по глазам. Путем передвижения окуляра производится также наводка зрительной трубы при рассматривании предметов, расположенных на различных не очень больших расстояниях от наблюдателя.
Расстояние А от переднего фокуса окуляра FOK до заднего фокуса объектива Р 0б является оптической длиной тубуса микроскопа. Общая длина тубуса от основания трубы, в которую ввинчивается объектив, до окончания верхнего среза ее, куда вкладывается окуляр, называется механической длиной тубуса.
Микроскопы — оптические системы, у которых передний фокус положительного окуляра удален от заднего фокуса положительного объектива. Предмет помещается непосредственно перед передним фокусом объектива. Микроскоп дает обратное увеличенное изображение. Общее увеличение микроскопа равно произведению увеличений объектива и окуляра.
Фазовые объективы отличаются от обычных тем, что имеют фазовое кольцо, размещенное вблизи заднего фокуса объектива. В револьвере конденсора помещены кольцевые диафрагмы, изображение которых проецируется на фазовое кольцо объектива. Для каждого объектива предназначена своя диафрагма. Фазовое кольцо совместно с кольцевой диафрагмой дает эффект фазового контраста в изображении.
Микроскопы — оптические системы, у которых передний фокус положительного окуляра удален от заднего фокуса положительного объектива. Предмет помещается непосредственно перед передним фокусом объектива. Микроскоп дает обратное увеличенное изображение.
Нормальные объективы рассчитаны на длину тубуса 160 мм ( длиной тубуса называется расстояние между задним фокусом объектива и передним фокусом окуляра микроскопа.