Как в России делают холодильники

Былое

Ю.Р. Дубровин, Председатель правления Россоюзхолодпром

А.М. Рукавишников, эксперт по холодильному бизнесу

В свое время сильная машиностроительная промышленность СССР в кооперации со странами СЭВ в достаточной степени обеспечивала холодильным оборудованием все отрасли народного хозяйства страны. Конкурентоспособную холодильную технику и комплектующие выпускали заводы «Компрессор» и «Борец» в Москве, «Невский завод» в Ленинграде, «Казанькомпрессормаш» в Казани, «Пензкомпрессормаш» в Пензе, заводы в Чите и Черкесске, Кандалакшский механический завод, одесский и мелитопольский заводы «Холодмаш», а также заводы «Кюльавтомат» и «Илка МАФА» (ГДР), ЧКД (Чехословакия).

Закупки оборудования в странах иной политической ориентации были эпизодическими и не влияли на зависимость от импорта. Научно-производственную базу обеспечивали «ВНИИХОЛОДМАШ», «ВНИХИ», «НИИТурбокомпрессор», «ГИПРОХолод» и некоторые другие профильные институты и объединения.

Немецкие Холодильники

Холодильники немецкого производства давно и довольно долго являются лидерами рынка среди других производителей холодильной техники. Они входят в тройку лучших холодильных брендов, а холодильники немецкой сборки регулярно входят в десятку лучших.

Возможно все в дело в безоговорочной качественности и надежности выпускаемой продукции, хотя самое главное для производителя заслужить признание у потребителя. Немецкие холодильники имеют такое признание у населения еще с 1928 года, когда был выпущен первый холодильник с немецкими корнями. Сегодня на рынке немецкие холодильники представлены торговыми марками Bosh, Liebherr, Miele, Siemens, AEG, Bauknecht, Blomberg, Gaggenau, Kuppersbusch, De Dietrich, Kaiser.

Широкодоступными считаются марки Bosh, Liebherr, Miele, Siemens, AEG, Bauknecht, когда остальные бренды выпускают лимитированные или элитные холодильные аппараты, которые доступны не всем.

Немецкие холодильники Bosh выпускаются с 1933 года, благодаря создателю бренда Роберту Бошу, девизом которого стало изречение о том, что лучше потерять деньги, чем доверие. Уже много десятилетий этот слоган обеспечивает производство качественных холодильников, наполнение которых тщательно рассчитано, многофункционально и безопасно. Технология Green Technology Inside является последней разработкой немецких инженеров, при которой потребление энергии холодильником Bosh снижается на 40-60% (тип А++ и А+++), а экологичность и безопасность повышается в два раза.

Компанию Liebherr образовал в 1949 году немецкий изобретатель Ганс Либхерр. Благодаря неиссякаемому энтузиазму ее создателя, немецкие холодильники Liebherr с 1955 года стали производиться на заводах компании, расположенных по всему миру: Австрии, Голландии, Болгарии, Румынии.

Особенности функционала холодильников Liebherr в ряде инноваций: Bio Fresh, Smart Steel, Magic Eye, Soft System, которые позволяют значительно повысить уровень спроса на технику.

Холодильники немецкого производства торговой марки Miele также довольно популярны в серии двухкамерных холодильников и холодильников Сайд Бай Сайд. Первый холодильный аппарат Miele был разработан в 1950 году, а сама компания образована еще в 1898 году Карлом Миле и Райнхардом Цинканном, которую назвали Miele&Cie.

Качество продукции бренда начали гарантировать еще с 1916 года, когда для привлечения новых покупателей была введена десятилетняя гарантия работы техники. До сегодняшнего дня сохраняется гарантия от производителя, ведь торговая марка уверена в выпускаемых аппаратах. Ноу-хау в холодильниках Miele является система Perfect Fresh, Dyna Cool, Ice Maker.

Немецкие холодильники Siemens имеют очень длительную историю развития, ведь сама компания была основана в 1848 году немецким вельможей Вернером Фон Сименсом. Первый абсорбированный холодильник бренда выпущен в 1930 году и держал холод без питания одну ночь.

В первую очередь холодильники этого торгового бренда поражают широким выбором параметров и размеров, технологические возможности развиваются наряду с мировыми тенденциями. Новаторские идеи Siemens привлекают все больше разработчиков. Сотрудников компании по всему миру более 450 тысяч.

Торговый бренд Allgemeine Elektrizitats-Gesellschaft или кратко AEG был придуман и внедрен в разработку еще в 1833 году немецким техником Эмилем Ротенау. Немецкий холодильник AEG, который сейчас является совместной корпоративной собственностью AEG-Electrolux (с 1995 года) и выпускается с 1911 года. Современная и практичная холодильная техника полностью подстроена под покупателя, в ней легкая система управления и множество полезных и облегчающих жизнь функций (No Frost, Cool Box, контроль над температурой и влажностью, зона свежести, регулируемые полки). Бренд уже более десяти лет является эталоном стиля и дизайна холодильной техники, признанным мировыми производителями.

Немецкие холодильники Bauknecht стали детищем Готтлоба Баукнехта более девяносто лет тому назад. Первые модели с электрическим двигателем поспособствовали развитию холодильной техники бренда, ведь популярность холодильника немецкой разработки была неимоверной. Сегодня компания работает над инновациями функций Pro Fresh и системой внешнего компрессора для экономии полезного объема, а также над обогащением потока воздуха полезными веществами.

Как видно, немецкие холодильники не зря являются лидерами рынка в холодильной сфере, ведь истоки брендов идут еще с начала 19 столетия, а большинство современных нововведений основано немецкими разработчиками и инженерами.

 

1 холодильник из 2 произведен по технологиям Cannon

Одной из самых широко используемых технологий для сохранения свойств и качества скоропортящихся продуктов или в общем, чувствительных к температуре продуктов, с целью увеличения срока их хранения, является охлаждение или замораживание.

Cannon поставляет отраслям холодильной промышленности надежные и прогрессивные производственные системы, комплектные и комплексные линии, используя самые лучшие из целого ряда технологий: заливка пенополиуретаном, вакуумное формование пластиковых листов, производство форм и оснастки, создание дизайна и моделирование.

Cannon предлагает решения, которые широко используются для областей применения термоизоляции:

  • бытовые холодильники и морозильники
  • коммерческие холодильники
  • торговое оборудование
  • промышленные холодильники
  • холодильные камеры 
  • хранилища
  • транспортные контейнеры
  • авторефрижераторы
  • небольшие переносные кулеры

От простых надежных производственных систем до высокопроизводительных автоматических решений «под ключ» Cannon поставляет:

Линии заливки бытовых холодильников

Линии заливки промышленных / коммерческих холодильников

Компания всегда была нацелена на инновации, разрабатывая передовые решения, чтобы следовать эволюции химических полиуретановых компонентов и повышать производительность холодильников, требуемой основными производителями бытовой техники.

Результатом эволюции стала разработка технологии запенивания с использованием вакуума (V.A.I. — Vacuum-Assisted Injection). Это новый метод заливки с использованием вакуума, создаваемом в форме для изготовления термоизолированных сэндвич-панелей периодическим способом, а также успешно применяется для производства корпусов бытовых холодильников сложнейшей геометрической формы.

В формоносителе с полым внутренним пространством стенок корпуса холодильника создается определенная степень разрежения, и затем начинается операция запенивания.

Пониженное давление в форме во время запенивания и роста пены способствует полному заполнению всего корпуса пенополиуретаном, обеспечивая следующие преимущества:

  • практически вдвое увеличивается производительность линии производства по сравнению с традиционной технологией; это происходит за счет использования высоко реактивных смесей, позволяющих снизить время выдержки в формоносителе; 
  • оптимальное распределение плотности пены во всех зонах корпуса холодильника.

Новые полиуретановые системы “PASCAL”, предложенные Dow для данной технологии, снижают теплопроводность пенополиуретановой теплоизоляции до новых установленных норм, сохраняя при этом необходимую плотность и сокращая время полимеризации. Данная система запатентована нашими компаниями.

Тег video не поддерживается вашим браузером. Скачайте видео.

Что имеем

Согласно данным Росстата России и Единого государственного реестра предприятий (ЕГРЮЛ), около 300 тысяч крупных, средних и малых предприятий в России занимаются производством, обслуживанием и проектированием холодильных и климатических систем, а также обучением рабочего персонала для их эксплуатации. При этом компании, работающие в области промышленного холода, составляют не более сотой части списка.

В сегментах бытового и коммерческого холодильного оборудования налажена устойчивая кооперация с зарубежными партнерами, где локализация производства оборудования в России растет, достигая 50%. Однако, по мнению специалистов, этой степени локализации недостаточно для того, чтоб способствовать развитию отечественного производства.

По данным маркетингового агентства Discovery Research Group, объем рынка коммерческого холодильного оборудования в России в 2013—2014 годах составлял 982 тысяч единиц техники, причем в 2014 году наметилась тенденция к сокращению из-за санкций со стороны ЕС и США. В денежном выражении рынок оценивался в 740,3 миллиона долларов США.

Лидирует по поставкам оборудования зарубежная марка ARNEG (доля на рынке — 25,6%). В дополнение к собственному производству в городе Наро-Фоминске Московской области в 2015 году эта компания запустила завод по выпуску коммерческого холодильного оборудования в Новосибирске. Ниже в списке поставщиков расположились: «Марихолодмаш» (18,3%), Norcool (11,5%), «Бирюса» (7%), «Полюс» (6,9%) и другие отечественные компании.

Наибольший объем производства отечественного холодильного оборудования коммерческого диапазона в натуральном выражении приходится на Республику Марий Эл (26,9%), за ней следует Московская область (24,8%), затем Орловская область (18%). Однако доля импортируемого холодильного оборудования все еще велика.

Как уже было сказано выше, компаний, занимающихся разработкой, сборкой и выпуском холодильного оборудования коммерческого диапазона в России в десятки раз больше, чем предприятий, работающих в сегменте промышленного холода.

По данным «Россоюзхолодпрома», из двадцати двух ранее действовавших предприятий по выпуску отечественной холодильной техники на сегодня лишь Черкесский, Пензенский, Читинский и Казанский заводы способны изготавливать малые серии холодильных машин. Остальные же, такие как ОАО «Холодильная техника» (г. Болохов), ООО «Холодхимсервис» (Москва), завод «Румо» (г. Нижний Новгород) и ОАО «ВНИИХолодмаш — Холдинг» могут выпускать и выпускают штучные, а значит, и дорогие образцы холодильных машин, в том числе и оригинальных. К этой категории относятся и специализированные компании, ориентированные на производство холодильного оборудования спецназначения для МО, МЧС, Минатома России и других ведомств. При поддержке правительства РФ возможна реанимация и оживление этих производств хотя бы до мелкосерийного уровня.

Большим потенциалом импортозамещения в сегменте промышленного холодильного оборудования располагает отечественная компания ООО «Култек», у которой имеется производство не только в России — в Санкт-Петербурге, но и в Финляндии, что позволяет нивелировать воздействие западноевропейских и американских санкций. Уже сейчас компания замещает зарубежные комплектующие в компрессорных агрегатах на 50%, в чиллерах на 30%, в емкостном оборудовании на 70%.

Некоторые возможности в этом направлении имеют компании ООО НПФ «Химхолодсервис», ООО «Холтек», ТК «Термокул», ООО «Олекс Холдинг» и ООО ОКБ СХМ «Технатон». Однако не все из них имеют опыт работы с холодильным оборудованием на природных хладагентах (аммиак и диоксид углерода). Кроме того, их общей слабостью является зависимость от импорта промышленных холодильных компрессоров и большей части агрегатов из Западной Европы, Японии и США.

Для нейтрализации рисков срыва и прекращения поставок холодильных компрессоров и агрегатов остатки холодильной промышленности России напряженно трудятся над организацией производства отечественного оборудования.

Заметный прогресс в этом направлении до 2020 года невозможен без консолидации усилий профильных компаний и государственной поддержки. Необходимо также учитывать, что, по мнению специалистов, в течение ближайших лет не следует ожидать снятия экономических санкций против России. Это, с одной стороны, усложняет ситуацию, а с другой — стимулирует развитие отечественной холодильной промышленности.

Импортозамещение крайне необходимо для особо чувствительных, болевых точек экономики, связанных с безопасностью страны, к числу которых относится и холодильная промышленность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *