Как самостоятельно заправить бытовой кондиционер Схема действий
Содержание:
- Виды фреона, используемые в кондиционерах в качестве хладагента.
- Оборудование для заправки фреоном
- Что такое фреон и почему им питается кондиционер
- Подготовка к заправке системы
- Заправка домашнего кондиционера фреоном.
- Причины утечки и ее признаки
- Самостоятельная диагностика работоспособности автомобильного кондиционера
- Заправка и дозаправка кондиционера фреоном
Виды фреона, используемые в кондиционерах в качестве хладагента.
бытовом кондиционереблоков кондиционерапромышленные кондиционеры
С тех пор практически все типы кондиционеров основаны на этой удивительной способности фреона быстро изменять свое агрегатное состояние, забирая при этом тепло из помещения. Все мы с детства знаем, что в наших холодильниках тоже циркулирует этот удивительный газ — фреон, но, если холодильник собирают, заполняют фреоном и герметизируют прямо на заводе, то с домашними кондиционерами дело обстоит несколько иначе.
Проведение заправки кондиционера.
заправку кондиционерамонтажа кондиционераподключение кондиционера
В настоящее время наибольшее распространение начинают получать так называемые озонобезопасные марки фреона, не оказывающие негативного разрушительного влияния на озоновый слой нашей планеты. Благодаря все большему применению подобных газов в кондиционерах и других бытовых приборах удалось заметно замедлить увеличение озоновой дыры в атмосфере Земли. Такие не могут не приветствоваться как со стороны защитников природы, так и со стороны рядовых пользователей кондиционеров.
Следите за мощностью вашего кондиционера.
мощности кондиционера
Мало того, вы также заметите, что время перерывов в работе кондиционера значительно сократилось или даже исчезло вовсе. В такой ситуации нужно сразу бить тревогу, вызывая службу спасения кондиционеров. Чем быстрее вызванная вами ремонтная бригада приступит к реанимации кондиционера, тем больше шансов, что ваш аппарат продолжит успешную работу на благо вас и ваших близких.
Опасность утечки фреона из холодильного контура кондиционера.
неисправностей кондиционераконтура кондиционера
Все эти действия по ремонту кондиционера должны в конечном счете привести к достижению полной герметичности холодильного контура кондиционера, после чего необходимо провести повторную заправку кондиционера новой порцией фреона. Недопустимо оставление в кондиционере старого фреона и смешивание с ним вновь заправляемого газа, это может может привести к таким нежелательным последствиям, как свертывание добавляемого в систему масла и в конечном итоге к тяжелым для кондиционера последствиям.
Контроль и своевременная профилактика кондиционера — залог продолжительной работы.
Постоянный контроль за состоянием и регулярная профилактика кондиционера помогут вам избежать многих неприятных минут, связанных с отказом кондиционера в самый неподходящий момент, когда внезапно наступившая жара не дает ни спокойно отдыхать, ни плодотворно работать. Помните, что главная причина поломок кондиционера — это попадание воды или мусора в контур кондиционера при его монтаже, поэтому будьте особенно внимательны в том, кому вы доверяете подключение кондиционера и его обслуживание.
- Применение систем чиллер-фанкойл в кондиционировании.
- Заправка кондиционера фреоном.
Оборудование для заправки фреоном
Самостоятельное заполнение системы фреоном понадобится целый комплект приспособлений и специальное оборудование для заправки кондиционера. Кроме уже упомянутого индикатора обязательно понадобятся:
- Баллон с хладагентом, в дополнение к которому не будет лишним и заправочный цилиндр, позволяющий точно отмерить необходимое количество фреона.
- Вакуумный насос, позволяющий создать разряжение в системе для ее диагностики и очистки от воздуха или остатков старого хладагента.
- Специальный коллектор (гребенка), позволяющий подключить все необходимые агрегаты к кондиционеру. Данное устройство должно быть оснащено специальными манометрами, отградуированными на определенное давление.
- Кроме того понадобятся инструменты для обработки и пайки трубопровода.
Только при наличии всего перечня оснащения будет возможно самостоятельно заправить кондиционер, в противном случае следует обратиться в специализированную компанию.
Что такое фреон и почему им питается кондиционер
Фреон – это газ, который в системе кондиционирования играет главную роль хладагента. При функционировании кондиционера происходит утечка фреона. За год утечка может составлять от 15 до 20%, и эта цифра соответствует нормативной. Для нормальной работы кондиционера требуется дозаправка. Чем старее кондиционер, тем чаще его приходится дозаправлять. Дозаправки требуют даже кондиционеры, к работе которых нет претензий.
Выбор фреона и его веса
В автомобилях, выпущенных до 1992 года, в системе кондиционирования использовался фреон марки R12. После 1992 года кондиционеры работают на фреоне марки R134А. Главным его отличием от предшественника является отсутствие хлора в составе газа. Тем не менее, перед заправкой необходимо уточнять марку хладагента, поскольку производители автомобилей на рубеже между 1992 и 1993 годом могли в системе кондиционирования использовать и ту и другую марку. Как правило, табличка с указанием марки фреона и нормы заправки находится на обратной стороне капота. Отличаются друг от друга и заправочные штуцеры. У современного фреона диаметр и высота штуцера больше. При необходимости всю информацию можно уточнить в интернете.
Количество заправляемого фреона для каждой машины определяется индивидуально. Для автомобилей, произведённых в России, оно составляет до 1 кг, для машин зарубежных заводов количество фреона уточняется по табличке или у специалистов салона, где приобреталось транспортное средство.
Подготовка к заправке системы
Вначале необходимо решить, нужна ли заправка вашему устройству. Есть несколько признаков, по которым вы можете это выяснить.
Заправка точно необходима, в случае, если:
- В процессе установки оборудования были допущены дефекты, из-за которых происходит утечка фреона, например нарушение герметичности.
- Недавно был проведен ремонт кондиционера.
- При нормативной утечке требуется восполнить количество хладагента.
Перед тем, как начать заправку, при помощи пульта установите на кондиционере температуру 18оС и выберите режим охлаждения. Чтобы понять, когда следует остановить заправку, нужно смотреть на показания термометра, который подносят к месту, где из внутреннего блока выходит воздух. Следите за показаниями термометра. Рост температуры будет означать окончание заправки.
Один из важнейших этапов процесса заправки – это точный расчет количества необходимого хладагента. Рассчитывать нужно исходя из мощности сплит-системы, длины трубопровода, по которому курсирует вещество, и вида режима, в котором работает кондиционер.
Заправка домашнего кондиционера фреоном.
Итак, имеем домашний кондиционер, который в связи с таящейся где-то утечкой, которую так и не смогли найти три(!) бригады. В определенный момент я осознал, что проще самому освоить искусство заправки, чем раз в месяц или даже 2 недели вызывать кого-то. Починить никто из приглашенных мастеров так и не смог(хотя что только не делали — меняли даже магистрали), а сторона дома южная, летом очень жарко и делать что-то надо. Изучив внушительный объем материала, решился на самостоятельные действия.
Для заправки приобрёл баллон хладона 410, простейшую манометрическую станцию на один манометр с вкручиваемым манометром «низкого» давления и комплект шлангов под 410 хладон.
Кондиционер простой домашний Samsung 7-ка. С таким внутренним блоком:
Внутренний блок кондиционера
Внешний блок находится на лоджии, что сильно упрощает процесс заправки:
Внешний блок кондиционера
Для определения необходимого давления фреона измерям внутреннюю температуру помещения:
Измерение температуры в помещении
И внешнюю:
Измерение внешней температуры
Для измерения я использовал пирометр, а он измеряет только температуру поверхностей — поэтому выбрал температурно нейтральные поверхности в соответствующих помещениях.
Далее по графику исходя из полученных внешней и внутренней температур находим правильное для данных условий давление всаса (Конкретный график актуален только для 410 хладона!):
График зависимости давления хладона от температуры. Нажмите для увеличения!
Для моих условий(23 градуса в помещении и 18 на улице) оптимальным получается примерно 7,8 бар.
Далее для контроля заправки не только по одному давлению смотрим номинальную электрическую мощность кондиционера в режиме охлаждения на наклейке внешнего блока либо в документации:
У моего кондиционера номинальная электрическая мощность в режиме охлаждения 635Вт. Не путайте электрическую мощность в режиме охлаждения с мощностью охлаждения(хладопроизводительностью)!
Для измерения потребляемой мощности подключил кондиционер через измерительный модуль для розетки, но можно использовать любые другие средства измерения электрической мощности или тока.
Далее подключаем желтый шланг к баллону, проверяем закрыт ли вентиль на манометрической станции, открываем кран на баллоне и переворачиваем баллон:
Перед подключением к кондиционеру обязательно «продуваем» шланги фреоном от остатков воздуха кратковременно приоткрывая кран на манометрической станции, после чего сразу подключаем шланг к заправочному порту низкого давления(на более толстой трубке). У моего кондиционера это единственный порт:
Включаем кондиционер на максимальное охлаждение (я ставлю турбо режим) и ждём запуска компрессора. Пока компрессор не запустится потребляемая мощность будет совсем небольшой:
После запуска компрессора давление на манометре достаточно сильно просядет, т.к. при выключенном компрессоре оно выравнивается во всей системе. В моем случае контур почти пустой — 1 бар вместо положенных 7,8:
Начинаем потихонечку и маленькими порциями доливать фреон:
Пока газа мало потребляемая мощность далека от номинальной:
Добавив небольшое количество хладона, закрываем вентиль и ждем когда давление «успокоится», после чего доливаем ещё если оно ниже необходимого:
По мере повышения давления в системе начнет обмерзать жидкостный выход от внешнего блока:
Это говорит о том, что мы на верном пути, но газа ещё мало.
Добавлем ещё и мониторим потребляемый ток:
Уже близко к номинальным величинам!
Вот и вентиль уже стал оттаивать:
Достигли правильного давления в системе:
Проверям потребляемую мощность:
Близко к номиналу и не превышает его. Отлично!
Снимаем на внутреннем блоке крышку, проверям отсутствие обледенения испарителя и измеряем его температуру:
Всё в норме!
Оставляем систему немного поработать, продолжая наблюдать за потребляемым током, который будет немного «скакать» вверх и вниз чуть ниже номинальной мощности:
Всё, кондиционер заправлен!
Отключаем шланги от кондиционера и баллона, предварительно перекрыв кран на баллоне и одев перчатки чтобы не обморозить руки.
Причины утечки и ее признаки
Основным признаком утечки фреона считается снижение эффективности работы кондиционера. Кроме того, определить ее можно и по появлению инея на соединительных штуцерах трубопроводов, по которым перемещается фреон. В основном такие неисправности характерны для сплит-систем, состоящих из внутреннего и наружного блоков. Применение соединительных трубопроводов в любом случае не может обеспечить 100% гарантию герметичности системы, существует даже нормированная утечка хладагента для таких систем (она составляет от 6 до 8% от общего объема заправки).
Еще одной причиной такой неисправности являются механические повреждения системы. Такая проблема может возникнуть даже у моноблочных кондиционеров, трубопроводы которой соединяются в заводских условиях методом пайки. Обнаружить место утечки фреона можно при помощи специальных ультрафиолетовых индикаторов, которые есть в наборе инструмента каждого мастера, занимающегося обслуживанием кондиционеров или другой холодильной техники.
Самостоятельная диагностика работоспособности автомобильного кондиционера
Первое, на что вам нужно обратить внимание, это на то, с какой эффективностью охлаждается воздух. Если кондиционер включен, а особого эффекта это не принесло, вам нужно ехать на станцию по заправке автомобильных кондиционеров. Желательно именно в специализированное заведение, а не обычное СТО, в котором эта услуга лишь дополнительный заработок: и оборудование, и опыт работников имеет существенное отличие
Профессиональный аппарат для заправки автомобильных кондиционеров стоит немалых денег
Если воздух охлаждается в салоне нормально, нужно обратить внимание на звуки, сопровождающие работу кондиционера. Если слышаться щелчки, уровень хладагента недостаточен и система нуждается в дозаправке
Определить возможную причину уменьшения уровня хладагента также можно самостоятельно: нужно осмотреть трубки и шланги кондиционера. Если на них есть маслянистые пятна и разводы, значит, в них появились трещины, через которые и выходит охлаждающее вещество, а разводы оставляет масло, которое заливается в паре с ним для более эффективной работы и смазки системы изнутри.
Трещины в шлангах появляются чаще всего после зимы, когда кондиционер длительное время не используется и без смазки все пересыхает. Чтобы избежать этой неприятности, нужно регулярно, даже зимой, включать кондиционер на 15-20 минут раз в неделю. За этот промежуток времени масло смажет все детали, что значительно продлит срок эксплуатации кондиционера без ремонта.
Обратите внимание и на запах в салоне после начала охлаждения. Если появился неприятный характерный «душок», это значит, что в испарителе, где обычно очень высокая влажность, размножились бактерии и ваша система требует антибактериальной обработки
Включив кондиционер прислушайтесь к своим ощущениям
Есть еще несколько моментов, которые сложно определить «на глаз», но знать о которых необходимо. Опасны для кондиционера, как недостаток хладагента, так и его избыток, негативно сказывается также избыток масла или его недостаток
Потому важно выбрать грамотного специалиста, имеющего приличный опыт и работающего на хорошем оборудовании. Фирменный аппарат для заправки автомобильных кондиционеров и стоит немало, что неминуемо отражается на стоимости услуг, но ремонт в случае его некорректного обслуживания стоит гораздо больше
Так что тут, как водится, скупой платит дважды, а иногда и трижды.
Плохо влияют на работу кондиционера влага и воздух, попавшие в систему кондиционирования автомобиля. При включении в работу водяные пары конденсируются и замерзают (в работающей системе возникают минусовые температуры), блокируя орган управления, что приводит к выходу всей системы из строя и, затем, ее дорогостоящему восстановлению. Воздух, попавший в систему не настолько опасен, но из-за абсолютно другого химического состава, он намного снижает эффективность работы хладагента. При этом для поддержания заданной температуры система работает с повышенной нагрузкой, что приводит к преждевременному ее износу.
В случае необходимости, на специализированных станциях по заправке автомобильных кондиционеров, для удаления из системы воздуха и влаги к системе подсоединяют вакуумный насос и только потом начинают заправку кондиционера. Собственно удалить воздух и влагу из системы можно самостоятельно, но для этого вы должны иметь вакуумный генератор. Он подключается к системе на 5-10 минут. Точное время определяют в каждом конкретном случае: когда шланги сплющились – пора выключать. Такую обработку для верности можно произвести два раза.
Заправка и дозаправка кондиционера фреоном
набор инструментов для заправки
Как происходит заправка кондиционеров фреоном, и чем она отличается от дозаправки?
Дозаправка – это частичное восполнение потерянного объема хладагента. Она может понадобиться при утечке или при профилактической заправке. Ее также осуществляют при увеличении трассы во время монтажа. В среднем заводской объем закаченного хладона рассчитан на 5 метров трассы. Если происходит увеличение ее длины, то требуется дозаправка кондиционера фреоном из расчета 30 гр на метр магистрали.
Для бытовых кондиционеров с фреоном R-22 и ему подобных применяют способ дозаправки, а для систем с хладоном R-410a используют только метод полной заправки. Этот газ состоит из смеси химических веществ с разной степенью летучести, которые испаряются совершенно неравномерно, следовательно, состав оставшегося вещества сильно меняется.
Полная заправка – это восполнение всего объема газа в холодильном устройстве. Она необходима при заправке бытовых кондиционеров фреоном после переезда, когда предварительно весь хладагент был спущен, или при восполнении объема хладона, имеющего сложный компонентный состав.
Выпуск фреона из кондиционера
Прежде чем закачать фреон в кондиционер при полной заправке, из него необходимо выпустить оставшийся газ. Как правильно слить фреон с кондиционера, и какие инструменты понадобятся для этого?
Некоторые мастера не видят ничего страшного в том, чтобы просто ослабить гайки на внешнем блоке и стравить все в атмосферу, считая небольшое количество хладагента для окружающей среды безопасным. В чистом виде он на самом деле безвреден, но делать так не стоит. Для его выпуска из кондиционера необходимо иметь станцию по сбору фреона, которая врезается в систему кондиционирования при помощи специального штуцера и откачивает весь газ из нее.
Далее производят вакуумирование, и только после этого подключают баллон с фреоном и производят его закачку в кондиционер по необходимой норме.
Сколько нужно фреона
В разных холодильных системах находится разное количество хладагента. То, сколько в кондиционере может быть фреона, зависит от холодопроизводительности агрегата. В среднем его объем составляет в стандартных сплитах от 700-800 грамм, а в мощных установках коммерческого или промышленного назначения более килограмма.
Требуемый объем указывается производителем на шильдике, представляющем собой металлическую табличку на внутреннем корпусе сплита. Он помогает определить, сколько фреона в кондиционере должно находиться. Используя манометр, мастер определяет величину давления в охлаждающем корпусе и смотрит эту табличку.
Способы заправки кондиционера
заправка по массе
Заправка кондиционера может производиться несколькими способами, но наиболее простыми и часто применимыми являются:
- заправка по массе (по весам) – понадобится дорогостоящие весы для взвешивания баллона с хладагентом;
- заправка по давлению – при значениях ниже 3-3,5 атм требуется восполнение газа;
- по току – понадобятся токоизмерительные клещи, накладываемые на фазу провода питания работающего внешнего блока.
Существуют еще два способа: заправка по переохлаждению и по перегреву. Но в реальности их применяют только при проверке промышленных компрессорно-конденсаторных блоков, так как в бытовых сплитах нет устройства, регулирующего расход фреона. Его роль выполняет капиллярная трубка.
Только опытные монтажники знают все безопасные способы, как слить фреон в кондиционере и как восполнить его нехватку. Не стоит самим пытаться проводить такие действия, которые могут привести к ожогам кожных покровов или глаз, а также полностью вывести холодильную машину из строя.